17 ноября 2012 года в Ангарске в рамках очной установочной сессии курсов повышения
квалификации для воспитателей и учителей начальной ступени образования по программе «Управление проектами» состоялась
работа в группе «Мониторинг результатов дошкольного образования». Координатор – эксперт-аналитик ИПОП «Эврика»
Татьяна Морозова.
Группа педагогов дошкольных образовательных учреждений обсуждала проблему организация мониторинга результатов дошкольного
образования. Модератором была поставлена цель - определить виды деятельности воспитателя, способствующие развитию таких качеств
ребенка как: инициативность, самостоятельность и ответственность. Эти качества формируются, в том числе, в дошкольном детстве
и являются сквозными результатами образования.
Далее была организована работа в мини-группах, в которых обсуждались виды деятельности воспитателя, направленные на получение
указанных образовательных результатов ребенка.
Обсуждая инициативность как образовательный результат ребенка, группа выделила в нем следующие наблюдаемые проявления:
1.Умение организовать игру (ребенок предлагает сюжет игры, задает правила, роли);
Виды деятельности воспитателя: - наблюдает; - поощряет, создает ситуацию успеха (для менее инициативных детей); - направляет
при необходимости (например, в случае опасности).
2. Умение объяснить, высказаться (в группе возникло обсуждение о том, «что» является «детским высказыванием»
и каким образом обнаружить его в реальной практике);
Виды деятельности воспитателя: - создает ситуацию необходимости высказывания (диалога, дискуссии и т.п.); - умеет выслушивать;
- поощрение (индивидуально, при необходимости); - задает вопросы (доступные ребенку, интересные для него, но, при этом, требующие
интеллектуального усилия); работает с родителями (по вопросам необходимости личностного высказывания ребенка).
3. Самостоятельный выбор материалов для работы.
Виды деятельности воспитателя: создание предметно-развивающей среды (пространство, возможность выбора).
4. Предлагает помощь взрослому и сверстникам.
Обсуждая самостоятельность как образовательный результат ребенка, группа выделила в нем следующие наблюдаемые проявления:
1. Действие без помощи взрослого (в разных ситуациях)
2.Организация игрового пространства (*конструирование, моделирование в сюжетно-ролевой игре).
Виды деятельности воспитателя: - наблюдает; - поощряет, создает ситуацию успеха (для менее самостоятельных детей).
3. Культурно-гигиенические навыки
Виды деятельности воспитателя: наблюдает; - поощряет; - направляет при необходимости (например, в случае опасности); -
объясняет; - работает с родителями (по вопросам необходимости развития КГН).
Обсуждая ответственность как образовательный результат ребенка, группа выделила в нем следующие наблюдаемые проявления:
1.Умение доводить начатое дело до конца (хозяйственно-бытовой труд, художественное творчество)
2.Способность выполнять поручения взрослого
3.Ответственность за домашних животных, растения
Виды деятельности воспитателя: - наблюдает; - поощряет, создает ситуацию успеха (для детей, избегающих ответственности);
- дает ребенку разного вида поручения; - работает с родителями (по вопросам необходимости развития ответственности ребенка).
Аналитическая группа, Ангарский МО
|