17 ноября 2012 года в Ангарске в рамках очной установочной сессии
курсов повышения квалификации для воспитателей и учителей начальной ступени образования по программе «Управление проектами»
состоялась работа в группе «Проектирование содержания дошкольного образования».
Координатор группы Анастасия Белолуцкая, заместитель директора ИПОИ «Эврика», начала работу с проблематизации
понятия «содержания образования» и обсуждения необходимости проектирования этого содержания.
Участниками были определены виды деятельности, возможные для продуктивного включения в них ребенка старшего дошкольного
– начального школьного возраста: Исследовательская деятельность была определена как направленная на поиск истины,
Продуктивная деятельность - как ориентированная на создание продукта,
Проектная деятельность – как направленная на становление нового типа деятельности.
Основная работа группы осуществлялась в поиске ответа вопрос, какие педагогические действия необходимо осуществлять в работе
с ребенком, обладающим характеристиками героя – Кроша, чтобы обеспечить его развитие.
«Какие три основных образовательных результата хотелось бы достичь, работая с Крошем? Три ответа участников стали
основанием для деления на минигруппы для работы.
Группа «Умение видеть другие (разные) точки зрения»
Перечень предложенных группой заданий, которые помогут развить умение видеть разные/другие точки зрения, состоит из заданий
нескольких типов:
1.Задания – демонстрация культурных образцов. К ним относится, к примеру, чтение специально подобранной литературы
или просмотр подобранных фильмов.
2.Моделирование (инсценирование) ситуаций.
3.Познавательная исследовательская деятельность (опытный путь изучения).
4.Игры с правилами.
При обсуждении предложенных результатов было отмечено, что необходимо при подготовке заданий учитывать возрастные особенности:
для дошкольников актуальна сюжетно-ролевая игра.
Группа «Самооценка учебных результатов».
В обсуждении приведенной группой в пример конкретной игры, которую можно предложить для развития умения оценивать свои
результаты, были обозначены ключевые моменты – характеристики задания, которое формирует умения оценивать. Ключевым
компонентом такого задания участники обозначили интерес ребенка к тому, что есть в задании.
Группа «Умение решать учебную задачу (рефлексия, анализ, планирование)»
Участники предложили несколько типов заданий, которые в сущности своей едины в педагогическом подходе: ребенка необходимо
выводить на самостоятельное познание, самостоятельное действие с последующим анализом проведенной работы.
Ключевые выводы:
1.нельзя научить ребенка анализу, не анализируя, планированию – не планируя и т.д.
2.важно не только организовать такую деятельность, но и обеспечить реализацию сюжетно-ролевой игры (как ведущей в дошкольном
возрасте);
3.деятельность должна быть ориентированной на продукт;
4.развитие и поддержка мотивации, которая складывается из личного интереса и социальной значимости.
Елена Иванова
|