Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

«Детство в 21 веке: проблемы и преимущества», В.К. Бацын




17 ноября 2012 года в Ангарске в рамках очной установочной сессии курсов повышения квалификации для работников воспитателей ДОУ и учителей начальной ступени образования по программе «Управление проектами» выступил эксперт Института проблем образовательной политики “Эврика” Владимир Бацын с лекцией «Детство в 21 веке. Проблемы и преимущества».

Свою лекцию, требующую футуристического видения, Владимир Бацын начал с того, что, в сущности, из настоящего времени, крайне сложно предположить, что будет через сто лет, и, каким будет детство через сто лет: «Каким бы проницательным ни был лектор, в начале 19 века он ни за что бы не угадал, что будет в начале 20 века». Для примера лектор рассказал о прогнозе численности населения России, сделанным в XIX веке Д.И. Менделеевым. В своем исследовании «Судьба России», он предположил, что к концу 20 века население России должно составить 700-900 млн. человек. Такая вероятность могла бы стать реальным сценарием развития, если бы не революции, гражданские и мировые войны, которые Дмитрий Менделеев не мог предугадать.

Возможно ли в ситуации принципиальной неопределенности говорить о детстве?

Перед человечеством сегодня стоит множественная перспектива: возможны очень разные сценарии развития. При этом вероятность каждого сценария очень зыбкая. Если есть прогнозы развития России, которые определяют эксперты и делают предположения о большей или меньшей вероятности их воплощения, то как возможно ответить на вопрос о перспективах развития детства как особого социокультурного явления?

История стала всемирной. Локальные цивилизационные зоны, в сущности, исчезают: идет процесс глобализации. Как мы, как учителя, это учитываем в своей деятельности? Строим ли мы условия для развития открытого свободного в своем самоопределении человека?

В связи с тем, что мир изменился, появились в обществе и межпоколенные разрывы. «Период нашей жизни – это период небывалого столкновения прошлого с будущим», - сказал Владимир Бацын. Особенность ситуации состоит в том, что мир стал глобальным. Такого столкновения двух качественно разных устройств мира не было никогда: качественное изменения общества произошло стремительно быстро. Сейчас в нашем обществе живут люди разных укладов: люди индустриального и люди пост-индустриального общества, люди глобальной эпохи и люди до-глобальной эпохи. «Мы, пришедшие из 70х-80х годов, унаследовали представление о том, что мир определен и даже предопределен». Сегодня ситуация принципиальной неопределенности. В этих условиях наши дети отличаются от нас тем, что для них ситуация неопределенности – норма.

Такая норма жизни современных детей (неопределенность) задает и особое требование к процессу образования: эпоха просвещения закончилась, началась эпоха образования. Человек просвещенный – человек осведомленный, знающий. Человек образованный – человек культурный, человек компетентный.

Человеку просвещенному необходимы знания, которые могут возникнуть без вовлечения ребенка в деятельность. Человеку же образованному необходима система отношений, собственных отношений ко всему, что его окружает. В этой логике предметом образования может стать всё, что нас окружает: и музей, и берег реки, и скотный двор, и городской парк... Нужно только это мобилизовать как объект образования.

Владимир Бацын обозначил несколько видов внутренней культуры, которые в своей совокупности представляют собой систему всех компетентностей, о которых идет речь в новом образовательном стандарте.

Культура мысли и языка (родного и иных) как способа оформления и выражения своей позиции;

Культура общения и коммуникации (в т.ч. отношение  к асоциальным и криминальным реалиям);

Культура труда (в т.ч. умственного) (организация рабочего места, управление своим временем, представление о качестве и эффективности  производимого продукта – в т.ч. учебно-интеллектуального, и т.д.);

Культура освоения мира искусства (как особого языка выражения чувств и мыслей, степень освоенности пространства искусства, декламация, презентация собственного культурного пространства и пр.);

Культура здоровья и здорового тела (физическая культура, танец, спорт);

Культура  синтетических детских деятельностей (хобби, театр, газета, подготовка и проведение экскурсий, написание сценария и создание видеофильма – например,  учебно-познавательного,  изобретательство, конструирование и дизайн – в т.ч. собственного жилища,  культурно-экологическая, природно-защитная деятельность и пр.);

Культура успешности в публичной соревновательности (олимпиады, выставки, конкурсы);

Культура  социальной практики (волонтерство,  участие в социально-политических акциях, смена социальных ролей и т.д.; социальное проектирование, социальные исследования);

Культура публичного поведения в различных  (типовых и экстремальных) ситуациях;

Синтетическая культура обретения и развития  своего «Я»: социально-культурные пробы в максимально разнообразных видах деятельности, развитие критического мышления, проблематизация своего отношения к религии(ям), этическим нормам, разнообразным этническим и иным культурным и контркультурным системам, осознание полноты и направленности культурной экспансии своей личности и т.д.,

- критическое осознание собственных пределов, представление о собственном культурном пространстве и забота о его обустройстве;

«Частные культуры»: культура чтения, культура устной и письменной речи, культура одежды;

Культура стилистики предъявления самого себя в различных обстоятельствах (в частном общении,   в публичном выступлении и т.д.).

Попытка учителей вместе с родителями переосмыслить образовательный процесс, найти способы увидеть эту систему культур в ребенке, может дать необычайный образовательный эффект, где образовательные результаты будут принципиально иного качества.

Елена Иванова

 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100