16 ноября 2012 года в Иркутске в рамках семинара по повышению квалификации педагогических и руководящих работников
сферы образования Иркутской области по направлению «Организация мониторинга развития образования на региональном, муниципальном
и школьном уровне» завершила работу проектная группа «Особенности мониторинга развивающихся систем». Координатор
– Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».
Заключительным этапом работы группы стало обсуждение вопросов мониторинга развивающихся систем, в частности были поставлены
новые задачи перед микрогруппами: конкретизация самого развивающегося объекта и разработка конкретных показателей данного
развивающегося объекта.
Роман Селюков обратил внимание слушателей, что развивающийся объект должен соответствовать основным признакам развивающейся
системы, которые были выделены на предыдущем обсуждении:
- Готовность и способность выбора путей развития; вариативность и ответственность.
- Нестатичность системы.
- Способность к рефлексивному выходу за рамки нормы.
- Способность действовать в среде, меняя ее.
- Качественное изменение продукта деятельности или изменение типа продукта деятельности.
- Открытость.
- Способность к самоуправлению.
- Качественное усложнение отношений между элементами системы.
Конечным результатом работы группы стало представление системы показателей развивающегося объекта, с помощью которых будет
производится мониторинг его развития.
Так, представители малых групп в рамках данной проблематики представили свои проекты конкретного объекта как развивающейся
системы и конкретных показателей и индикаторов. Ниже приведены результаты работы малых групп.
Результат работы микрогруппы, работавшей над разработкой показателей мониторинга педагога по признаку развивающейся системы-открытость
представила Анастасия Мут, г. Черемхово. Показатели:
- Наличие сайта (блог, страница)
- Участие в сетевом профессиональном сообществе
- Обобщение и распространение собственного педагогического уровня
- Участие в конкурсах
- Участие обучающихся в конкурсах и т.д.
- Удовлетворенность родителей педагогом
- Социальное партнерство
Светлана Загвоздина, г. Ангарск представила показатель мониторинга по признаку развивающейся системы-готовность и способность
к выбору путей развития, объект - педагог: показатель - включенность в инновационную деятельность:
- разработка вариативных авторских программ;
- участие в эксперименте по апробации УМК;
- наличие внеурочных занятий по предмету;
- использование интерактивных форм на уроке;
- наличие исследовательской работы педагога
Валерия Приходько, представитель Усольского района Иркутской области представила показатели мониторинга по организации
летней занятости оздоровления обучающихся (признак развивающейся системы-наличие качественных и количественных изменений)
- Совершенствование нормативно-правовой базы
- Развитие форм организации (летние профильные бригады и т.д.)
- Уменьшение правонарушений в летнее время
- Эффективность оздоровления обучающихся
- Привлечение родителей, общественности
- Охват обучающихся
Итогом работы стало дискуссионное обсуждения представленных проектных заданий. Роман Селюков обратил внимание на эффективность
модели организации летней занятости оздоровления обучающихся, которая является актуальной. Далее были обозначены важные акценты
самостоятельной работы слушателей по оформлению индивидуальных проектов в рамках тематики семинара.
Мария Тихомирова, аналитическая группа Иркутской области
|