Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Александра Адамского 

Лекция «Мониторинг как условие эффективного управления развитием», Адамский А.И., научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




15 ноября 2012 года в Иркутске в рамках семинара по повышению квалификации педагогических и руководящих работников сферы образования Иркутской области по направлению «Организация мониторинга развития образования на региональном, муниципальном и школьном уровне» с докладом «Мониторинг как условие эффективного управления развитием» выступил Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

Неопределенность результатов, по мнению Александра Адамского, не означает, что деятельность невозможна. Наоборот: иллюзия определенности, наивное представление о том, что если правильно построить деятельность, то обязательно достигаешь запланированных результатов - я считаю опасным и жестоким заблуждением. Это заблуждение, которое приводит к насилию и подтасовке промежуточных результатов. Результат не определен в том смысле, что на каждом шаге деятельности необходима глубокая рефлексия, сопоставление замысла и достигнутого, и как следствие - корректировка не только средств и механизмов, но и, возможно, самой цели.

Цели модернизации образования:

  • Догнать лидеров
  • Удовлетворить критиков
  • Обеспечить конкурентоспособность
  • Занять население
  • Улучшить жизнь людей

Это простые цели, в них нет ничего лишнего.

Модернизация образования до начала ХХ века всегда была вторичным процессом – импульс ей всегда задавали необразовательные процессы. Образование никогда не являлось фактором социально-экономического развития – отметил эксперт. Примеры из истории модернизации образования:

  • Моисей: исход, закон, новые ценности, текст
  • Иисус: учитель, новые правила, нормы, новые ценности, новая школа
  • Сократ: текст, метод, новые ценности
  • Блаженный Августин, Игнатий Лойола, Ян Амос Коменский: система, учреждение, организация
  • Княгиня Ольга, князь Владимир - новые ценности, грамотность, учреждение, появление школы как государственного института
  • Петр I - первая модернизация образования в России
  • Екатерина Великая - вторая модернизация, создание института образования, системы школ, охранная педагогика самодержавия (вторая российская модернизация образования)
  • Ленин, Сталин - третья модернизация образования в России, педагогика социализма).

Сейчас мы находимся накануне четвертой модернизации образования. Больше не будет одного авторитарного гения, который модернизирует систему образования. Сейчас изменения в образовании происходят по воле большого числа людей. С этим связаны сложности этих процессов.

Решающим фактором в том, чтобы образование устояло перед изменениями окружающего мира, является скорость этих изменений: пока эти изменения были медленными, образование успевало, но где-то с середины ХХ века стало понятно, что образование отстает (модернизация образования – это черепаха и Ахиллес. Жизнь меняется - образование догоняет. Пока жизнь менялась медленно - школа не успевала малозаметно. Примерно на этапе железных дорог стало ясно, что «гонка образовательного вооружения» проиграна окончательно. До этого была война луддитов – жестокая, но проигранная вчистую. Телефон, радио, автомобиль, самолет, ракета, атомная бомба и компьютер «похоронили» образование  как институт «подготовки к жизни». Время предельных изменений (жизненного цикла инноваций) стало намного меньше времени изменений (жизненного цикла) образовательных программ и институтов.)

Сейчас совершенно очевидно, что задача подготовки к жизни для образования не выполнима, если оно репродуктивно. Если детям не будут в школе обеспечены условия для развития необходимых им компетенций, они «уйдут» из такой школы в дистанционные формы и т.п.

Влияние образования на изменения жизни снижается (особенно профессионального образования: качество профобразования становится менее значимым, чем внутрифирменная подготовка и повышение квалификации). Влияние образования на качество жизни людей снижается. Качество дошкольного образования все меньше влияет на здоровье и социализацию ребенка. Качество общего образования влияет меньше, чем неформальные, несистемные, дополнительные формы образования.

Индустриальные институты и  формы образования (учреждения, организации типа фабрик и заводов, войсковых подразделений и тюремных укладов, административных контор) – не гибкие, не восприимчивые. Развитие поэлементно в них невозможно, а тотально - приводит к слому всей конструкции. Отсюда бытующее представление о модернизации, как о разрушении системы образования.

Индустриальный способ образования, построенный на жесткой технологической карте в виде учебного плана, становится невостребованным. Востребованными становятся следующие компетенции: экспертное мышление (решение проблем, для которых нет шаблонных решений, например, диагностирование болезни пациента) и комплексное общение (взаимодействие с людьми для получения информации, объяснения ее или убеждения других в позитивных последствиях деятельности). Значит, сохраняя показатели качества на репродуктивном уровне, мы отрезаем своим выпускникам «вход» в те отрасли экономики, где они получали бы более высокие доходы (ведь там востребованы другие компетенции).

Многообразие школ и многообразие представлений каждой школы о том, какое качество она дает, соответствует современному информационному укладу общества.

Богатая история педагогических подвигов и свершений и ничтожный системный эффект: Дьюи, Френе, Штайнер, Блонский, Шацкий, Макаренко, Нил, Игорь Иванов, Олег Газман, Виктор Шаталов, Шалва Амонашвили, Софья Лысенкова. Особняком стоит Мария Монтессори, которой удалось «пробить» институциональную брешь. Самым ярким примером является гениальный Михаил Щетинин.

«Качество – соблюдение стандарта». Необходимо понять, какого плана стандартизация нам нужна. Самостоятельность школы – стандарт или нет?

Единственный способ снизить неопределенность и сохранить индивидуальный характер принятия решения человеком – увеличить знания, развить способности, улучшить компетенции. Альтернатива одна - препятствовать новым знаниям. Парадокс в том, что и то, и другое может делать система образования…выбор за нами!

Ольга Устюгова, аналитическая группа Иркутской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100