Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Елены Ушаковой 

Лекция «Содержательные аспекты мониторинга развития образования. Направление «Развитие региональной системы оценки качества образования (РСОКО)», Ушакова Е.Г., эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




14 ноября 2012 года в Иркутске в рамках семинара по повышению квалификации педагогических и руководящих работников сферы образования Иркутской области по направлению «Организация мониторинга развития образования на региональном, муниципальном и школьном уровне» с докладом «Содержательные аспекты мониторинга развития образования. Направление «Развитие региональной системы оценки качества образования» выступила Елена Ушакова эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».

Елена Ушакова отметила, что развитие образовательной системы должно быть устроено проектно. На сегодняшний момент остро назрела необходимость перестройки всей системы образования, опираясь на цели и задачи, применяя различные способы и средства. Соответственно и систему мониторинга можем строить только так, чтобы ключевые моменты нашей новой перепроектированной системы были отражены и давали нам необходимые данные, чтобы управлять системой образовоания.

Проект – это локализованное во времени, в пространстве, в ресурсе локальное действие. Это означает, что у нас есть некая цель, задачи, деятельность по достижению этой цели, исходный материал с которым мы работаем. При этом цель – это некий идеальный образ конечного продукта. Таким образом, конечный результат должен определять нашу деятельность. Под него мы находим способы работы, средства, организуем деятельность.

Мониторинг реализация ФГОС в образовательной системе должен быть отражен в образовательной программе. Проектирование СОКО является инструментом управления качеством образования.

Что является интегральным результатом по отношению к ФГОС? – прежде всего, это выпускники, которые максимально осознанны в своих поступках, способны осознанно подходить к выбору своей будущей профессии, созданию семьи, определению места жительства и т.д. При известном конечном результате существует возможность выстроить деятельность поэтапно на протяжении десяти лет. На каждом этапе создаются такие условия, которые позволяют ребенку реализовать свои «пробы» в предмете, социальные «пробы», которые на третьей ступени образования приведут к сформированным компетентностям в предмете, ключевым компетентностям.

Проектирование содержания образования должно учитывать, что пробы могут быть опасными и безопасными, ответственными и безответственными. Безответственные пробы, когда ребенок не отвечает за результат деятельности, может переключиться на другой вид деятельности, эффективнее включить в начальную школу, ответственные в старшую школу. Необходимо создать инфраструктуру, которая бы обеспечила эти пробы. То есть, школьное пространство должно быть избыточным в материальном плане, безопасным и открытым. Дорожная карта покажет, каким образом мы будем достигать цель, какими средствами, способами, что по сути является  основной образовательной программой.

При этом педагог должен обладать тьюторской компетентностью, а предметная и педагогическая компетентности учителя должны быть соотнесены между собой. Так как современная система повышения квалификации не позволяет эти компетентности сформировать и развивать в педагогах, возникает потребность в институтах стажерства, внешних консультантах, пилотных площадках.

При проектировании системы мониторинга необходимо учитывать, что мониторингу должны подвергаться ключевые точки всей системы образования. Главным индикатором является мониторинг успехов детей, являющихся предельной точкой. Система показателей и индикаторов так же выстраивается в проектном методе, при этом они могут и должны меняться, но принципы неизменны.

Принципы проектирования образовательных результатов при введении ФГОС:

  1. Сквозной характер универсальных (метапредметных) образовательных результатов (умения – на первом уровне, грамотность – на втором, компетентность – на третьем);
  2. Уровневый характер предметных образовательных результатов (все измерительные материалы, предметные результаты, система мониторинга должны быть трехуровневыми: репродуктивный, рефлексивный и функциональный уровни, это позволит не только дифференцировать достижения детей, но и понять насколько они готовы к следующему шагу обучения). Результаты мониторинга должны быть универсальны, т.е. существует возможность адаптации их к внешнему пространству. В школе может и должна быть создана своя система оценивания, например, введена многобалльная система оценивания, но при этом она конвертируется в пятибалльною. Системы оценивания в школе должны быть обязательно легализованы.  
  3. Операциональный характер предметных и метапредметных образовательных результатов (сквозной характер);
  4. Качественный характер оценки личностных результатов (внешние показатели).

Полина Кравченко, аналитическая группа Иркутской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100