Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Елены Петряевой 

Лекция «Организационные аспекты мониторинга развития образования», Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга   АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




14 ноября 2012 года в Иркутске в рамках семинара по повышению квалификации педагогических и руководящих работников сферы образования Иркутской области по направлению «Организация мониторинга развития образования на региональном, муниципальном и школьном уровне» с докладом «Организационные аспекты мониторинга развития образования» выступила Елена Петряева, руководитель службы мониторинга Института проблем образовательной политики «Эврика».

Елена Петряева отметила, что электронный мониторинг можно рассматривать с точки зрения информационных систем.

Стратегические преимущества электронного мониторинга:

  • Единая автоматизированная система мониторинга сферы образования. (информация собранная с ОУ должна расходиться по всем органам управления образования, а не запрашиваться много раз);
  • Методики сбора и обработки информации, расчета интегральных, итоговых показателей;
  • Единое хранилище информации о развитии системы образования на разных уровнях. Любой руководитель может получить данные в динамике по количественным и качественным показателям;
  • Оперативный характер информации, т.е. информация быстро, буквально за пару минут выгружается из системы и предоставляется для запросов.

Наличие обратной связи – основа развития мониторинга, иначе появляются различные интерпретации показателей.

Основные требования к качеству информации:

  • своевременность;
  • достоверность (зависит от человеческого фактора, от количества источников информации);
  • достаточность;
  • надежность (с определенной степенью риска);
  • комплектность системы информации;
  • адресность;
  • правовая корректность информации (должны быть закреплены на уровне субъекта, муниципалитета и т.д.);
  • многократность необходимость избегания идентичных
  • высокая скорость сбора, обработки и передачи;
  • возможность кодирования;
  • актуальность информации.

Информация складывается в потоки. Характеристики информационных потоков:

  • неоднородность, т.е. информация собрана с разных уровней;
  • множественность подразделений — поставщиков информации;
  • множественность подразделений — потребителей информации;
  • спектр потребителей расширяется – родители, учащиеся и т.д.
  • сложность и трудность практической обозримости информационных маршрутов;
  • множественность числа передач единиц документации по каждому маршруту;
  • многовариантность оптимизации информационных потоков.

Елена Петряева остановилась на этапах процесса формирования информационного обеспечения.

  1. Описание состояния объекта (набор показателей и параметров, характеризующих управляющую и управляемую системы, с соответствующей классификацией этих показателей). Проектная задача – отобразить  взаимосвязи между показателями, показать динамику изменения показателей.
  2. Моделирование классификационных связей в информационных массивах, формирование частных статических моделей;
  3. Отражение в информационных моделях динамики отдельных элементов и процессов.

Проблемы формирования информационного потока

  • Недостоверность информации.
  • Неполнота информации.
  • Противоречивость информации. Проблема анализа, сопоставления данных
  • Избыточность информации (затрата усилий). Затрата усилий на извлечение информации, необходимо решений данных проблем.
  • Разнородность информации (отсутствие единой технологии обработки)

Возникает необходимость формирования исходной базы показателей. Какие могут быть показатели?

  • количественные (статистические показатели);
  • показатели действительного состояния системы (соответствие стандартам разных уровней);
  • качественные показатели (отображают индивидуальные особенности школы).

Существует проблема образовательных учреждений разных видов. Например, образовательные учреждения закрытого типа не могут поставлять данные в систему электронного мониторинга, образовательные учреждения, где нет постоянного контингента учащихся, дублируют данные.

Информация от образовательного учреждения через инструментарий переходит к исходной базе первичных показателей, а далее к автоматизированной системе обработки информации. Образовательное учреждение –  не только источник информации, но и основа для принятия управленческих решений. Но для принятия решений, мы должны быть уверены, что информация достоверна.

Факторы, влияющие на снижение достоверности данных электронного мониторинга:

Внутренние факторы:

  • отсутствие обучения по работе с инструментами  системы;
  • слабая доступность итоговых данных для руководителей органов управления образованием в субъектах и муниципалитетов;
  • отсутствие возможности использования вводимых данных образовательными учреждениями в своей деятельности.

Внешние факторы:                            

  • увеличение объемов электронной отчетности, дублирование первичных показателей, собираемых с уровня ОУ в разных информационных системах (федерального, регионального и муниципального уровней)

Меры преодоления влияния негативных факторов:

  • осуществление «перекрестной проверки» данных и формирование на ее основе автоматизированных «инструментов»;
  • формирование базы показателей на перспективу; 
  • разработка публичной части мониторинга;
  • проектирование и разработка инструментов для работы ОУ с вводимыми данными (взаимосвязь мониторинга и оценки качества образования).

Данные становятся прозрачными и открытыми.  Весь бумажный оборот переходит в электронный, ключевая задача мониторинга образования – создание информационной системы.

Анна Ковалева, аналитическая группа Иркутской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100