Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Романа Селюкова 

Лекция «Особенности мониторинга развивающихся систем», Селюков Р.В., первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




14 ноября 2012 года в Иркутске в рамках семинара по повышению квалификации педагогических и руководящих работников сферы образования Иркутской области по направлению «Организация мониторинга развития образования на региональном, муниципальном и школьном уровне» с докладом «Особенности мониторинга развивающихся систем» выступил Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Критикуя систему развивающего обучения Эльконина-Давыдова, последователи традиционного обучения часто говорят: «Любое обучение – развивающее». Но ведь это должна быть система управляемого развития. Здесь необходим мониторинг того, идет ли процесс развития ребенка. Обучение и развитие происходит не только в учреждениях образования, но и во внешней по отношению к образовательным учреждениям среде. Развитие возможно наиболее эффективно только в определенной, соответствующей данному возрасту деятельности (ведущей деятельности). Смена вида ведущей деятельности происходит по ходу физического развития ребенка, значит, самое главное - создать ребенку условия для занятий этими видами деятельности (непосредственное общение (младенец) – предметно-манипулятивная деятельность (до 3 лет: создание большого количества ситуаций для развития этого вида деятельности) – игровая деятельность (от 3 до 6 лет: сюжетно-ролевая игра для освоения социальных ролей, формирования коммуникативной компетенции. Роман Селюков заметил, что в игре важен не результат, а процесс) – учебная деятельность (6-10 лет: появляется важность результата). Школа виновата в том, что многие взрослые люди нацелены на процесс, а не на результат, так как в детском возрасте они «заигрались», не вышли на возрастную норму. Управление развитием в каждом возрасте – это выведение ребенка на каждом этапе на возрастную норму.

Учебная деятельность распадается на ряд учебных действий:

  • Целеполагание (умение предположить, что будет в результате);
  • Моделирование (выстраивание нового способа получения результата);
  • Контроль (насколько правильно используется способ);
  • Оценка (умение оценить себя в конкретной деятельности и оценить, насколько новый способ возможно применять в более широком пространстве – осознание границ применения знания).

Роман Селюков подчеркнул – задача в учебной деятельности – это не задачка из учебника. Например, ребенок, еще не знакомый с отрицательными числами, не воспринимает пример «5-8» как задачку из учебника. Он формулирует проблему: «Я не знаю, как знакомыми способами решить эту задачу». Это и есть учебная задача, ведущая к целеполаганию.

Для развития учебной деятельности каждый учебный курс должен быть выстроен по задачному принципу. Этот принцип универсален. Все остальные виды деятельности никуда не исчезают, просто не являются ведущими (учитель может использовать и непосредственное общение, и предметно-манипулятивную, и игровую деятельность). Возраст 10-12 лет – «ничья земля в возрастной психологии» (учебная деятельность еще не полностью формировалась, но уже перестает быть ведущей. Это время самоидентификации ребенка. С 12 лет ведущей становится проектная деятельность (деятельность, ориентированная на результат; деятельность по собственному замыслу).

Сейчас подростковая школа выстроена с полным игнорированием данной возрастной нормы. Это ведет к тому, что способность к инновационной деятельности формируется всего у 5% выпускников, причем, скорее, вопреки школе, а не благодаря ей.

Следующие ведущие виды деятельности – предпрофессиональная и профессиональная. Человек, у которого они сформированы, в своей профессии развивается, у которого не сформированы – не развивается (не способен учиться, не нацелен на результат, не умеет общаться и т.д.).

Развивающаяся система – это система, внутри которой расположена деятельность, выстраиваемая в отношении некоторых норм. Каждый раз, выходя за рамки этой деятельности, ее субъект должен расширять нормы этой деятельности (ее нормативные рамки).

Объекты мониторинга:

Мониторить можно не только деятельность как процесс, но и ее результаты, и ее нормы (на предмет того, насколько в них легализованы ее результаты). Пример: отсутствие нелинейного расписания в школе свидетельствует о том, что ФГОС в ней не введены.

Мониторя образовательный процесс, важно выяснить, чего в нем не хватает, чтобы затем восполнить эти недостатки (например, что делается для воспитания толерантности, на что нужно обратить внимание, измеряя личностные результаты).

Поскольку и деятельность, и нормы ее развиваются, то и мониторинг должен изменяться – значит, необходимо все время подстраивать системы мониторинга под новые нормы и формы деятельности.

Конструируя мониторинг, необходимо определить его уровни:

  • Институциональный;
  • Школьный (часто подменяется просто сбором данных («бумажек»), в идеале это должна быть электронная система);
  • Муниципальный;
  • Региональный;
  • Федеральный.

Любой мониторинг должен быть комплексным, так как данные, полученные в результате мониторинга, должны помочь составить целостную картину, полностью обрисовать деятельность. Комплексный мониторинг включает:

Объекты:

  • Результаты
  • Процесс

Направления:

  • РСОКО;
  • Финансы;
  • Экономика.

Ольга Устюгова, аналитическая группа Иркутской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100