Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Александра Адамского 

Лекция «Государственно-общественное управление  и публичная отчетность: сущность, цели, результаты, эффекты», часть 2,  Адамский А.И., научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




15 ноября в Иркутске в рамках семинара «Государственно-общественное управление образованием» состоялась вторая часть лекции научного руководителя АНО «Института проблем образовательной политики “Эврика”» Александра Адамского, посвященная теме «Модернизация образования. Неизбежность будущего». 

Свою лекцию эксперт начал с тезиса о том, что эволюция системы образования замыкает свой круг: сегодня человеку необходимы навыки выстраивания своей индивидуальной программы (что предполагает способность видеть свои дефициты), а задача образования – помочь ему преодолеть его индивидуальные дефициты.

Следующий важный вопрос, который возник в пространстве конференции, и к которому обращается Александр Адамский – как объяснить цели образования родителям? Как гарантировать им, что школа сможет обеспечить их ребенку качественную жизнь в будущем?

«Образование не может гарантировать родителям социализации их детей, - прокомментировал эксперт. – Тогда принципиальным становится вопрос: а что школа вообще может гарантировать? В чем - предмет договора родителя со школой?»

Следующее противоречие, существующее в традиционной школе, которое фиксирует докладчик: «все понимают, что ученики очень разные, но с ними в школе ведется фронтальная работа». Вопрос, на который необходимо ответить профессиональному педагогическому сообществу: будет ли в школе происходить культивирование различий детей?

При этом, отмечает эксперт, в мире растет спрос на творческие способности. Он привел данные, согласно которым, в некоторых странах доля от продажи интеллектуальных продуктов составляет 30-35% дохода страны. Таким образом, неразвитость способности к творчеству начинает составлять упущенную выгоду для экономики страны, что является ответственностью образования.

Основные проблемы, создающие барьеры на пути индивидуализации образования (предполагающего оптимальную самореализацию каждого учащегося) связаны с:

- недостаточной компетентностью учителя. «Может ли ребенок овладеть такими способностями, которыми не обладает его учитель? – прокомментировал тезис Александр Адамский. - Если учитель не обладает творческим мышлением сам, может ли он обеспечить развитие творчества своим ученикам?»

- содержанием образовательной программы и школьной средой. «Образовательная программа школы, как правило, предусматривает решение большого количества рутинных задач, но на рутинных задачах творческое мышление не становится, - пояснил эксперт. - Кроме того, строгий регламент школы препятствует свободному общению, что сказывается на коммуникативных навыках ребенка».

По мнению докладчика, существуют два способа решения задач современной образовательной политики: первый  способ – развитие образования через прецеденты, второй – через институты.

Прецедентный способ, по мнению эксперт, является малоэффективным: прецедент, не превратившийся в норму, расширяет возможности конкретных участников образования, но дает ничтожный системный эффект.

В этой связи, ключевой вопрос образовательной политики: будет ли положена в новую норму рефлексия опыта инновационных школ; или инновации и образование будут существовать отдельно?

Марина Телесова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100