15 ноября в Иркутске в рамках семинара «Государственно-общественное управление образованием» состоялась
лекция заместителя директора АНО «Институ проблем образовательной политики “Эврика”» Анастасии Белолуцкой
по теме «Публичная отчетность образовательного учреждения, школьные сайты, взаимодействие со СМИ».
В триаде «публичная отчетность, школьные сайты, взаимодействи со СМИ» ключевым звеном эксперт считает школьные
сайты. Именно на них происходит публичная отчетность, и через них также может осуществляться взаимодействие со СМИ.
По данным эксперта, большинство школ отмечают трудности налаживания взаимодействия со СМИ. Эта проблема, считает эксперт,
носит диагностический характер и сигнализирует о сбое в системе. «Рассказывают о своих достижениях те, кому необходимо
совершить следующий шаг развития, - пояснила эксперт. - Если у школы нет необходимости выстраивать взаимодействие со СМИ,
то дело здесь в самом укладе школы».
Школа сейчас, по мнению Анастасии Белолуцкой, воспроизводит характер индустриальной фабрики или завода, «заводу не
нужен сайт, не нужно взаимодействие с общественностью».
Согласно данным исследований по школьным сайтам образовательных учреждений в России, большинство сайтов бесполезны и малоинформативны
для родителей и учеников: нет достаточной информации о том, что составляет саму жизнь школы - расписание, внеклассные занятия,
мероприятия и события, вместо этого на интернет страницах расположена информация о формальной стороне организации обучения.
Зачастую школа не справляется даже с задачей отражения на сайте своей деятельности. Это происходит, в том числе, и из-за
неверного подхода к разработке сайта. «Школа считает, что должен появиться отдельный человек, в обязательства которого
входит ведение школьного сайта, - рассказала эксперт. – Важно понимать, что сайт образовательного учреждения –
это проект, который и выращивать нужно как проект, занимаясь им всем коллективом учреждения».
Обсуждая вопрос перехода с индустриального уклада жизни школы на информационный, эксперт предположила, что если произойдет
сдвиг в представлениях о результатах образования с ЗУН, к «способу их получения», то появится потребность в сетевом
взаимодействии, и сайт станет инструментом развития школы. Кроме того, должен совершиться шаг от парадигмы «простого
отражения того, что происходит в школе» к парадигме «жизни в сети».
Сайт школы должен быть, в первую очередь, образовательным ресурсом, который предполагает определенную систему отношений
– правила коммуникации – которую этот сайт транслирует.
«Школьный сайт – это зеркало, в котором оживает ваше отражение, - сказала Анастасия Белолуцкая. - Сайт школы
отвечает на вопрос не “о чем?”, а “что?” имеет свое собственное содержание, которое не является простым
отражением».
При разработке сайта важно отвечать на вопросы:
Какая будет миссия у сайта?
Какие проблемы он будет решать?
Как будет выглядеть через 5 лет?
Откуда будет поступать информация на сайт?
Если школа будет развиваться, делает вывод эксперт, у нее не будет проблем с ведением сайта, это будет не обузой, а неотъемлемой
частью школьной жизни, не требующей насилия над школьным коллективом, а органичной частью общей миссии школы по развитию.
Марина Телесова
|