Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Владимира Бацына 

Лекция «Управляющий совет общеобразовательного учреждения: сущность, назначение, формирование» Бацын В.К., эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» 




14 ноября 2012 года в Иркутске в рамках семинара по повышению квалификации педагогических и руководящих работников сферы образования по направлению «Государственно-общественное управление образованием» с докладом «Управляющий совет общеобразовательного учреждения: сущность, назначение, формирование» выступил эксперт Института проблем образовательной политики Владимир Бацын.

В своем сообщении эксперт затронул философские вопросы формирования личности учащегося в образовательном процессе. Он определил круг проблем и парадоксов современного образования и отметил, что если понимать образование как систему услуг, формируемую «под заказ», то главный вопрос, который требует ответа: «Кто заказчик?»

Среди тех, кто традиционно считается заказчиком образования: государство; нация; народности РФ; общество, гражданское общество; сами учащиеся (от дошкольников до студентов). По мнению эксперта, главным заказчиком образования должен быть ученик. «В каком возрасте и как ученик в нашей школе становится субъектом собственного образования? – проблематизировал задачу формирования субъектности учащегося Владимир Бацын. - Образование нельзя “получить”, его можно только субъектно присвоить. Образование становится моим только в той степени, в какой я освоил культуру, в какой степени я сделал культурные средства частью самого себя».

Эксперт выделил несколько направлений освоения культуры человеком: -культура общения и коммуникации; - культура мысли и языка (родного и иных) как способа оформления и выражения своей позиции; - культура труда (в том числе умственного) (организация рабочего места, управление своим временем, представление о качестве и эффективности  производимого продукта и т. д); - культура освоения мира искусства (как особого языка выражения чувств и мыслей; степень освоенности пространства искусства - декламация, презентация собственного культурного пространства и пр.); - культура тела (физическая культура, танец, drama – в европейском смысле слова); - культура синтетических детских деятельностей (хобби, театр, газета, изобретательство, конструирование и дизайн и пр.); - культура социальной практики (связана со способностью смены социальных ролей; социальное проектирование, социальные исследования); - «частные культуры»: культура чтения; культура устной и письменной речи; культура одежды; культура стилистики предъявления самого себя в различных обстоятельствах (в т.ч. в публичном выступлении).

Задача образования – помочь ребенку сформировать свое отношение к культуре и научить его встраивать себя в систему отношений с природой, объектами человеческой культуры, другими людьми и самим собой. Еще можно сказать, что задача образования – обогащение личности человека, за счет освоения культурных пространств, в которые он включен.

Следующий тезис Владимира Бацына состоит в том, что учитель перестал быть единственной фигурой, обеспечивающей ребенку возможности освоения культурных средств. «Чем шире ресурс, привлекаемый извне, тем выше качество образование, - пояснил эксперт. – Нигде в мире образование не обходится силами одних только учителей, в развитых странах профессионалы и эксперты в разных культурных областях давно уже призваны на обучение детей».

Образовательная программа школы, таким образом, – это «образование, выносимое на аутсорсинг»; это образование, осуществляемое обществом вместе с учителями. И чем в большей степени образование ложится на плечи общества, тем оно лучше.

Татьяна Морозова

 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100