Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Александра Адамского 

Лекция «Государственно-общественное управление  и публичная отчетность: сущность, цели, результаты, эффекты», часть 1,  Адамский А.И., научный руководитель АНО “Институт проблем образовательной политики «Эврика»




14 ноября 2012 года в Иркутске в рамках семинара по повышению квалификации педагогических и руководящих работников сферы образования по направлению «Государственно-общественное управление образованием» с докладом «Государственно-общественное управление  и публичная отчетность: сущность, цели, результаты, эффекты» выступил научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики “Эврика”» Александр Адамский.

В начале своей лекции эксперт отметил, что ключевыми понятиями  на данном этапе модернизации образования являются - качество и результативность образования. Но, в отличие от научных понятий, в большой степени объективных, понятие «качество образования» зачастую носит субъективный характер и зависит от следующих факторов: - кто субъект оценки; - какими средствами оценивает; - как интерпретирует.

Следствием этой неопределенности является невозможность точно установить, что должно считаться «качеством» образования для всех. На местах возникает необходимость самостоятельно, в диалоге с экспертным сообществом и с учетом экономической специфики определить, что будет являться качеством образования для них.

Александр Адамский отметил, что для всех предыдущих модернизаций в образовании было характерно наличие такого гения или тирана, который бы определял направление изменений. На данном этапе, в результате культурно-исторических изменений, появление такой фигуры, определяющей единственный вектор развития, невозможно.

Здесь возникает два возможных направления действий:

1)  Модернизация осуществляется как приложение совместных усилий отдельных субъектов образования;

2)  Решения по ходу модернизации принимаются узким кругом лиц (риск этого направления: невозможно заранее знать, действительно ли они способны в современных условиях определить правильный вектор движения модернизации).

Следующий тезис, с которым выступил докладчик: на данном этапе модернизации образование уже не успевает за изменениями технологического уклада; дети далеко опережают учителей в освоении достижений технологической культуры.

В ситуации, когда образование перестает давать ребенку средства самореализации, возникает опасность, что «традиционная» школа перестанет быть институтом образования. При этом, ребенок все равно найдет эти средства, только уже в других, возможно, и в криминальной, сферах. Таким образом, задача формирования пространств самореализации человека становится ключевой задачей системы образования.

Кроме этого, по мнению докладчика, важно понимать, как была устроена жизнь в прошлом; изучение прошлого культурного слоя необходимо для того, чтобы понимать то новое, что появляется в современном мире.

«Школа до сегодняшнего момента существует как аналог фабрики, армии или тюрьмы, как ключевой индустриальный формат, - прокомментировал эксперт. – Однако уже можно определить, что наступает время экономики знаний – меняется рабочий день, меняется образ жизни людей. Информация, знания, идеи – приобретают новую цену». Индустриальный век уходит в прошлое, а школа, поддерживающая этот уклад, остается пока неизменной. Возвращаясь к трудности, обозначенной в начале лекции (к неопределенности понятия «качество образования»), эксперт отметил: «то, что нельзя померить, сложно узаконить в современных форматах». Здесь возникает важная задача – вовлечь партнеров из общественного управления в серьезные обсуждения по утройству уклада школы. И здесь нет готового ответа: все школы (директора, учителя) находятся в разных ситуациях – кто-то готов обсуждать изменения, кто-то еще нет.

Марина Телесова

 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100