28
октября 2012 года в Москве в рамках Межрегиональной конференции по проблемам введения ФГОС НОО и модернизации финансово-экономических
механизмов в общем образовании состоялся мастер-класс «Комплексная система оценки достижений учащихся.
Значение системы оценки: опыт Польши». Ведущий - Марек Борковски, директор
гимназии им.Хелминских Епископов г.Любава, Польша.
В рамках мастер-класса была представлена предметная система оценивания (информационная система), которая реализуется в
Польше в гимназии имени Хелминских Епископов. Директор гимназии Марек Борковски отметил, что к введению предметной системы
оценивания (PZO) привели следующие факторы:
- изменение содержания образования;
- изменение способов, форм организации образовательного процесса;
- информатизация образовательного пространства (создание электронной платформы);
- разработка новых подходов к домашним заданиям и др.
Критерии внутришкольной оценки учебных и внеучебных достижений учеников по всем предметам размещены на сайте гимназии.
Были представлены принципы PZO. Целью предметной системы оценки является помощь в развитии личности и интеллектуальных
способностей ученика. В PZO предполагается, что каждый ученик в меру своих интеллектуальных способностей делает все,
чтобы достичь успеха в обучении. Информация о специальных способностях, успехах и трудностях ученика доведена до учеников,
родителей и учителей. Каждая оценка сопровождается устным либо письменным комментарием учителя. Комментарии учителя –
это своеобразный ответ для ученика, каким образом он может достичь большего успеха в обучении. Используются два уровня
требований: базовый и сверхбазовый. Используется шестиуровневая шкала оценки. Оценка выводится из количества набранных
баллов (в соответствии с правилами и нормами оценки, которые существуют в Гимназии).
Существует связь двухуровневых требований с шестиуровневой шкалой оценки – перевод в стобалльную шкалу.
Основные выводы, к которым приводит опыт Польши:
- Необходимо включить внеучебные достижения учащихся в общую итоговую оценку по предмету.
- Метапредметные и личностные результаты целесообразно рассматривать через призму учебного предмета.
- Критерии, регламент оценки должны быть прозрачны, понятны для всех участников образовательного процесса.
- Для учета всех видов результатов учащихся 5-балльная система недостаточна, необходимо использование многобалльной системы
(например 100-балльная) с возможностью перехода к общепринятой шкале.
Татьяна Морозова
|