28 октября 2012 года в Москве в рамках Межрегиональной конференции по проблемам введения ФГОС НОО и модернизации
финансово-экономических механизмов в общем образовании состоялся мастер-класс "Развитие инновационной педагогики, архитектуры
и технологии в XXI веке: опыт Финляндии". Ведущий - Паси Маттила, директор компании «Финпеда» (Finpeda),
Финляндия.
Паси Маттила представил проект стратегии «Школа будущего», целью которого является создание современных образовательных
технологий, соответствующих запросам и требованиям жизни XXI века. Проект направлен на создание комфортной современной образовательной
среды и проектирование инновационных педагогических инструментов.
Акцент сделан на использовании инновационных технологий и свободного обращения с образовательным пространством в связи
с введением вариативных педагогических инструментов в школьную практику. Проект предполагает переход от традиционной системы
обучения к новому содержанию образования, новым формам обучения и, соответственно, к новым школьным пространствам. «Сегодня,
ученик живет в 21 веке, учат его преподаватели из 20 века, а обучение происходит в классах 19 века», - зафиксировал
противоречие Паси Маттила.
Образовательное пространство непосредственно связано со способами обучения, которые реализуются в конкретной школе. Ведущий
презентовал примеры того, каким образом могут быть изменены пространства. «Школа должна быть образовательным центром,
который будет работать почти круглосуточно и может быть открыт для местного сообщества разных возрастов, - подчеркнул эксперт.
- Все пространства (а не только классные комнаты) могут стать образовательными, так как образование объемный процесс».
Изменения образовательного пространства должны сопровождаться изменениями подготовки учителей, управленцев; изменениями
технологий и инструментов обучения.
Эксперт считает крайне важным учитывать мнение всех заинтересованных в образовательном процессе лиц (детей, родителей,
педагогов) при создании образовательной среды. «Эффективная образовательная среда будет работать на улучшение результатов;
это даст возможность учиться “благодаря”, а не “вопреки”», - отметил Паси Маттила.
Далее ведущий подробно останавливался на различных возможностях пространств, их построении и функциях в системе обучения,
предъявляя также опыт разных стран. Одним из примеров послужило виртуальное пространство образования и способы решения реальных
задач в нем, как личных, так и групповых.
Участники мастер-класса пришли к выводу о необходимости создать мотивирующую среду и изменить представления об образовательной
среде в сторону «более демократичных». Они также отметили важность совершения «первых шагов», которые
могут быть небольшими, например, изменение пространства одного класса.
Анна Рябова
|