28 октября 2012 года в рамках Межрегиональной конференции по проблемам введения ФГОС НОО и модернизации финансово-экономических
механизмов в общем образовании состоялась лекция Алексадра Адамского, научного руководителя АНО «Институт проблем образовательной
политики «Эврика, «Актуальные тенденции модернизации образования в РФ».
Начиная лекцию, Александр Адамский сообщил: «Мы различаем два этапа модернизации: проектный и социологический».
Во второй половине XX века вся проектная деятельность основывалась на идеальных представлениях, но при этом была довольно
мощная теоретическая основа. Это были не просто фантазии, а фантазии ограниченные дискурсом проектирования. В тот период представления
о будущем были идеальными. Проживание, выстраивание идеальных действий стало мощным стимулом развития, поскольку предполагало
проспективная рефлексия (создание и оценка того, чего еще не существует). Учителя, которые принимали участие в проектировании
идеальных моделей, получили неповторимый опыт. Этот опыт превратил их в уникальных специалистов. Этот слой учителей, которые
в этом участвовали – это уникальный опыт.
«Суть этапа модернизации, который мы сейчас переживаем. Меньше фантазии, больше рефлексии», – пояснил
лектор – «Надо посмотреть, куда люди дорожки протоптали». Сейчас крайне важно институционально оформить
движения, прецеденты, которым уже 10, 20 лет. Важно не только признать вклад инициатив, реализующихся в течение многих лет,
но и понять суть этого прорыва, направление вектора инициативы – в этом суть социологического этапа.
Второй тезис Александра Адамского: «Естественным путем норма не возникает». Если норма не появляется натурально
тогда, как она возникает, как работает, как развивается, какой у нормы жизненный цикл? В поле «Эврики» концентрированно
содержатся все направления модернизации – но их надо нормативно оформить. В любой деятельности имманентно содержится
норма, ее только надо оттуда извлечь. Представленные в эвриканском сообществе деятельности настолько разные, что они начинают
спорить и конкурировать друг с другом. Различия в инновационных деятельностях дают новую норму, которая точно не совпадет
с нормой соседней школы, поэтому эти нормы можно соотносить и обобщать.
Различие в проектировании сегодняшнего дня и 30 лет назад заключается в том, что в то время не было опыта участия в проекте,
основой проектирования выступали идеальные представления. Сейчас есть опыт, прожитая жизнь в проектной деятельности, поэтому
следует другой этап – рефлексии приобретенного опыта. Важно помнить, что у каждой нормы есть свой жизненный цикл: она
рождается, переживает расцвет, и, в какой-то момент умирает. Нет смысла реанимировать то, что уже не актуально.
Еще один тезис докладчика: проект оформляется после реализации. Рефлективно. Чертеж – это еще не проект. Проект появляется
тогда, когда намерение реализовалось.
Заключительный тезис Александра Адамского: концепция развития состоит и последовательности – инновация – проект
– институт. Если инновация не превращается в норму, она умирает.
Ответственность операторов мониторига заключается в том, что данная позиция может стать нормой, а могут превратиться в
маргиналов, если инициатива не оформится в норму.
Управление развитием – это институционализация носителя идей. Если дети видят, как авторы идей становятся институтами,
то это лучший пример инновационности. Инновации не бывает без человека – носитель инновации, автор проекта – носитель
института, но важно, чтобы проект в этом институте не потерял своего содержания.
Елена Воробьева
|