27 октября 2012 года в Москве в рамках Всероссийских профессионально-общественных
обсуждений экспертно-аналитических материалов по реализации НОИ «Наша новая школа» состоялась работа группы по
направлению «Качество образования».
Обсуждение на группе касалось проблем:
1.Отсутствие описанных образовательных результатов в стандарте,
2. Контрольно-измерительные материалы не соответствуют требованиям ФГОС,
3. Несогласованность разных показателей оценки деятельности всех субъектов образования, дублирование оценочных процедур
разными субъектами: региональный уровень, муниципальный, школьный, как следствие – перегруженность учителей и детей.
4. Несогласованность внутренней и внешней оценки
5. Отсутствие эволюции оценочных процедур.
6. Контроль и оценка образования не разведены.
Участникам проектной группы было предложено разделиться по подгруппам в соответствии с одной выбранной проблемой и начать
работу над проблемой в следующих направлениях: задача; решение; тенденция.
В ходе обсуждения проблемы несоответствия КИМов требованиям ФГОС была поставлена задача поиска групп людей, которые будут
заниматься разработкой КИМов. В связи с поставленной задачей, возникло два предположительных пути решения: 1) отдать разработку
КИМов, методик измерения непосредственно в школы; 2) отдать разработку КИМов в руки специалистов (но тогда возникает вопрос:
какое образовательное учреждение, какие курсы готовят оценщиков образования?)
В ходе обсуждения проблемы отсутствия описанных образовательных результатов в стандарте была обозначена задача выбора школой
конкретных результатов из требований к результатам ФГОС, по которым она будет работать.
Возможная тенденция: ФГОС в таком виде, как он существует, является, с одной стороны, достижением инновационного педагогического
сообщества (в стандарте прописаны именно требования к результатам, а не сами результаты, это позволяет перейти от оценки ЗУНов
к оцениванию других результатов); но, в то же время, несет риск невозможности работать по стандарту российским школам
(непонятно, как отчитываться, например, по метапредметным способностям).
При работе над проблемой разделения оценки и контроля качества образования были обсуждены возможные решения,
каким образом можно централизовать функции контроля и оценки качества образования:
- Контролем занимается служба образовательного надзора, оценкой – центр оценки качества образования.
- Возникают независимые центры оценки качества.
- Оценка на уровне потребителя (родители, сами школьники, школы).
Вера Приклонская, Анна Рябова, Марина Телесова
|