20 октября 2012 года в Якутске в рамках экспертно-аналитического семинара
«Разработка региональной модели системы оценки качества общего образования, ориентированной на требования ФГОС ступеней
общего образования» с лекцией «Модель региональной системы оценки качества общего образования» выступил
эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» Алексей Воронцов.
Эксперт представил принципиальные особенности созданной модели:
- Комплексность (междисциплинарный характер) и управляемость через связь качества со всеми аспектами;
- Сквозной, уровневый и операционный характер оценивания;
- Разделение контроля качества и оценки результативности;
- Разграничение полномочий (региональный, муниципальный, школьный уровни оценки);
- Открытость, прозрачность информации за счет создания электронной среды;
- Системность в требованиях к оценочным процедурам и инструментам оценки для всех уровней управления образованием.
Алексей Воронцов подчеркнул, что социализация-ключевая задача системы образования и качество образования определяется именно
тем, насколько ребенок успешно реализовал себя. Это социальная успешность на основе присвоения культурных образцов и ценностей,
умения действовать и ориентироваться во времени и культуре.
Последовательность проектирования модели системы оценки качества образования:
- Методология определения и описания результатов;
- Методология проектирования и их оценка. Методология проектирования образовательной программы для учащихся и подготовки
и переподготовки учителей;
- Методология ресурсного обеспечения реализации образовательной программы;
- Методология оценочных процедур;
- Методология проектирования информационной среды, обеспечивающие функционирование системы оценки качества.
Достичь новых результатов можно используя информационные технологии, для чего необходимо все ресурсы вписать в среду.
Шаг 1. Проектирование и описание предмета оценки.
Принципы:
- Сквозной характер универсальных (метапредметных) образовательных результатов.
- Уровневый характер образовательных результатов.
- Операциональный характер оценки предметных и метапредметных компетенций.
Алексей Воронцов подробно рассказал о типологии результатов образования:
Сквозные метапредметные (через все возрасты):
- Умею учиться
- Умею взаимодействовать
- Умею работать с информацией
Уровневые предметные (через все предметы)
- Умею действовать по образцу.
- Умею применять действия в аналогичной ситуации.
- Умею преобразовывать способы действия.
Эксперт представил уровни присвоения культурных способов действий: функциональный уровень (компетенции), рефлексивный (грамотность),
репродуктивный (умения).
Шаг 2.Проектирование и описание видов оценки учебных и неучебных достижений.
Евгения Никифорова, аналитическая группа Республики Саха (Якутия)
|