Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Пленум




16 сентября 2012 года в Москве в рамках профессионально-общественных обсуждений «Результаты деятельности сети Федеральных инновационных площадок (ФИП) за 2012 год» состоялось итоговое пленарное заседание, на котором представлены результаты работы проектных групп, подведены итоги семинара.

Пленум начался с презентации информационной системы, которая позволяет организовывать взаимодействие между представителями ФИП. Заместитель директора ИПОП «Эврика» Анастасия Белолуцкая продемонстрировала возможности системы для зарегистрированных пользователей: организация вебинара, поиск информации по проектам площадок, использование ресурсов электронной библиотеки, возможность опубликовать сетевое событие, которое происходило в системе, и пр.

Заместитель директора Института развития образования Министерства образования Республики Саха (Якутия) Николай Бугаев, тезисно представил результаты работы группы «Управление развитием образования»:

1. Создание новой нормы проходит следующий путь: старая норма – инновационная деятельность – рефлексия этой деятельности – возникновение и закрепление новой нормы.

2. Рефлексия новой нормы позволяет восстановить ту инновационную деятельность, которая проводилась при ее возникновении.

3. Интегральная образовательная программа (ИОП) становится «базовой клеткой» образовательного процесса.

4. Открытая образовательная среда должна превращаться в ресурс.

В рамках работы группы также был составлен перечень локальных актов, которые могут быть созданы в сетевой деятельности ФИП. Разработка этих актов призвана решить существующие противоречия между деятельностью школ по ФГОС и устаревшими нормативными документами:

1. Устав.

2. ООП.

3. Положения об оплате труда.

4. Положение о ШСОКО.

5. Правила внутреннего распорядка.

6. Положение об электронном документообороте.

7. Трудовой договор (срочный) – эффективный контракт.

8. Штатное расписание.

Далее возникло обсуждение школьной среды как части большой культуры. Александр Адамский выступил с тезисом о том, что среда, в которой существует ребенок, одновременно хранит в себе колоссальные возможности для его развития и скрывает риски для его социализации. Поэтому необходим «социальный взрослый», который мог бы сопровождать ребенка в культуру и быть определенным фильтром среды. Основная проблема, которая возникла в ходе обсуждения: «Кто должен вести ребенка через среду – автор или транслятор»?

Учитель-транслятор может точно сказать, «что хорошо, что плохо» в культуре. Автор может сказать, «что хорошо, что плохо» в его личной, субъективной (субъективной – в смысле, что автор является субъектом оценочной шкалы) шкале.

«В культуре существует механизм самоочищения, самоотбора, что-то остается в культуре как некий след, что-то отпадает, - пояснил Александр Адамский. - Становление учителя происходит на чужих, не им отобранных, образцах. У него самого не формируется механизм отбора, он не обладает компетентностью выносить суждения о тех продуктах, нормах, которые еще не отобрала культура; про новое он ничего не может сказать». Необходимо обсуждать вопрос о том, что в литературную среду ребенка должен вводить писатель, в мир изобразительного искусства – художник, в мир музыки – музыкант или музыковед – т.е. тот, кто является субъектом, автором, а не транслятором культуры.

Попытка «подогнать» ребенка под культурно-отобранные образцы, не учитывает интересы ребенка, не способствует становлению его субъектности. Задача среды – через свое многообразие предоставить ребенку пространство для проб. Учитель должен определяться как взрослый, который организовывает пробу и воспринимает попытки деятельности ребенка в среде исключительно как пробу. Задача учителя – через большое количество разнообразных проб учащегося обнаружить его интерес, способности.

 Татьяна Морозова

 

 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100