16 сентября 2012 года в Москве в рамках профессионально-общественных обсуждений «Результаты деятельности
сети Федеральных инновационных площадок (ФИП) за 2012 год» продолжила работу проектная группа «Новое качество
и результативность образования». Модераторы – заместитель директора ИПОП «Эврика» Анастасия Белолуцкая,
эксперт ИПОП «Эврика» Ольга Шиян.
В начале работы группы состоялся доклад руководителя сетевой Федеральной инновационной площадки Открытый институт «Развивающее
образование» Алексея Воронцова, который представил модель построения школьной системы оценки качества образования. Докладчик
начал свое выступление с тезиса о том, что «новая система оценки качества в школе фактически вынуждает менять всю “начинку”
школьного уклада». Новая СОКО – это не просто отдельная новая методика. Это структурообразующий принцип, который
требует кардинальных изменений в содержании образования. Далее эксперт назвал основные сферы изменений и шаги, которые могут
предпринять школы:
1. Переход на способы обучения, в основе которых лежит деятельностный подход (не репродуктивные способы).
2. Изменение соотношений форм обучения: учебных и внеучебных (для начальной школы соотношение: учебная деятельность –
60%, внеучебная деятельность – 40%; для основной школы соотношение: учебная деятельность – 40%, внеучебная деятельность
– 60%). Эта эволюция соотношения должна отразиться в изменении учебного плана, расписания.
3. Образовательные результаты должны обладать следующими характеристиками:
- результаты должны носить сквозной характер;
- результаты должны носить уровневый характер;
- результаты должны носить операциональный характер;
- результаты должны носить качественный, (а не только количественный), характер.
4. Развитие электронной среды и образовательной электронной среды.
5. Разграничить полномочия между детьми, педагогами и администрацией (за что отвечает каждый субъект в системе оценивания).
Далее состоялся доклад Алисы Жилинской (НИИ нновационных стратегий развития общего образования) «Технологии достижения
метапредметных результатов в рамках реализации ФГОС нового поколения».
Надежда Муха (МОО «Межрегиональная ассоциация тьюторов») выступила с докладом «Проблема квалиметрии личностных
и деятельностных результатов образования. Направления дальнейших разработок профессионального тьюторского сообщества».
Она рассказала об инструментарии оценки детских достижений, который применяется в школе «Эврика-развитие» (г.
Томск). «Смысл оценивания личностных и деятельностных результатов связан не с фиксацией уровня, которого достиг ребенок,
а с отображением динамики достижений ребенка, - пояснила докладчик. - В частности, большое внимание уделяется достижениям,
отражающим становление ребенка как субъекта образовательной деятельности (примером таких результатов могут служить: самостоятельность,
инициативность, ответственность и другие личностные достижения)».
Инструмент сбора данных об индивидуальной динамике ребенка (например, в его компетенции планирования) позволяет сделать
выводы о том, каким образом необходимо менять среду. Индивидуальные достижения ребенка обсуждаются с тьютором, выводятся с
помощью тьютора в план рефлексии. Далее определяется, где находится ребенок на своем образовательном маршруте и что еще требуется
сделать образовательному учреждению для его дальнейшего продвижения.
Инструмент оценки прогресса ребенка является обоюдным инструментом: он показывает, насколько обеспечена индивидуальная
динамика ребенка (за счет создания условий индивидуализации образования); кроме того, по этим данным школа может делать выводы
о том, в каких сферах эти условия уже достаточны (т.е. обеспечивают образовательную динамику), а в каких – они требуют
доработки.
Татьяна Морозова
|