Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация М.В.Калужской 
Презентация И.Н.Таболкиной 

Группа 1. Управление развитием образования. Модераторы: А.А.Антонова, Н.М.Шадрина




16 сентября 2012 года в г.Москве в рамках профессионально-общественных обсуждений «Результаты деятельности сети Федеральных инновационных площадок (ФИП) за 2012 год» прошла работа группы «Управление развитием образования» (координаторы Алла Антонова, директор АНО ИПОП «Эврика» и Наталья Шадрина, зам. директора АНО ИПОП «Эврика»). 
 
В начале работы группы с докладом «Инновационный ЦПК в школе» выступила Мария Калужская, зам. директора по научно-методической работе МАОУ Гимназии №210 «Корифей», г.Екатеринбург. Было отмечено, что деятельность инновационных центров образования взрослых (центров модерации, бизнес-образования, стажировочных площадок, тренинговых компаний и др.)  показывает актуальность децентрализованных (кластерных) форм повышения квалификации. В подавляющем большинстве ИПК и ИРО осуществляют повышение квалификации традиционными способами (лекции, семинары, моделирование и т.д.) и не обеспечивают формирование новых компетентностей (так около 70% учителей, прошедших переподготовку для введения ФГОС начальной школы, в ходе опроса на сайте kpmo.ru  отметили, что они не овладели технологиями, соответствующими новым требованиям, для достижения высоких личностных и метапредметных результатов). 
 
Мария Владимировна отметила, что в рамках разработанных гимназией программ используются иные формы трансляции педагогического опыта – погружение в реальные педагогические практики, интерактивные занятия, разработка различного рода проектов и т.д., т.е. фактически происходит соучастие в построении нового образовательного опыта.
 
Было отмечено, что одним из направлений предлагаемых программ является не столько присвоение знаний, умений и навыков, сколько обеспечение личностного роста педагогов, предоставление возможностей пребывания в различных позициях (в том числе, и учеников), активного проектирования собственного профессионального пути (сценарии, прогнозы, конструирование педагогических событий), освоения специальных техник общения и т.д. Они могут проходить в форме гостеролевых стажировок, проблемных семинаров, очно-заочных сессий, каникулярных школ, тренингов, управленческих поединков, творческих лабораторий, сетевых дискуссий. 
 
Уже сейчас можно выделить программы, которые пользуются устойчивым спросом участников из различных регионов РФ: 
− Коммуникативные технологии в управлении школой; 
− Информационная среда современного образовательного учреждения,
− ФГОС нового поколения: идеология, механизмы внедрения, риски, перспективы;
− Реальное общественное управление школой;
− Эффективные методы мотивации и вовлечения.
 
Однако существуют проблемы – в настоящее время ОУ не имеет ни соответствующей нормативно-правовой базы, ни финансовой, ни материально-технической, чтобы «легально» заниматься подобной деятельностью. Приходится искать «обходные пути развития» - заключать договора ИРО и УрО РАО на проведение определенных модулей, что с одной стороны дает дополнительное финансирование, а с другой – ограничивает возможности расширения палитры образовательных программ. Таким образом, с одной стороны, существует спрос на практико-ориентированные формы ПК на базе передовых школ, с другой же – у школы нет условий, ресурсов, прав на переподготовку и выдачу документов.
 
Ирина Таболкина, директор Академического лицея г.Томска отметила, что превращение ОУ в центр повышения квалификации негативно сказывается и на педагогическом коллективе (на который ложится дополнительная нагрузка) и на педагогическом процессе в целом. Действительно, такой риск существует. Но, во-первых, ЦПК является лишь одним из множества проектов гимназии, в нем задействованы не все педагоги. Во-вторых, подобная деятельность становится дополнительным основанием для рефлексии собственной деятельности педагогами гимназии. В-третьих, участие «внешних» педагогов в образовательном процессе предоставляет дополнительные возможности для учеников, расширяя их социальное пространство. 
 
Далее Алла Антонова предложила участникам разделиться на две мини-группы, и обсудить следующую проблематику: первой группе – определить нормы, которые разделяются большинством представителей инновационного сообщества и перечислить локальные акты, которые могут быть приняты на уровне ОУ для обеспечения эффективной инновационной деятельности. Второй группе было предложено определить основные достижения и тенденции, которые сегодня наиболее важны для дальнейшего развития инновационной деятельности. 
 
Первая группа представила свое видение существующих дефицитов, преодоление которых может стать основанием для дальнейшего развития системы образования. Во-первых, это переход на электронный документооборот, который не должен дублироваться в бумажном формате. Во-вторых, это расширение способов оценки образовательных результатов ребенка (ЕГЭ не должен остаться единственной формой фиксации). В-третьих, это расширение самостоятельности школы при снижении контроля со стороны различных организаций. Наконец, это дальнейшее совершенствование системы оплаты труда, которое затруднено отсутствием описания максимального количества видов деятельности учителя. 
 
Для разрешения противоречий, существующих между инновационной деятельностью и устаревшими нормативными документами, было предложено разработать в Сети следующие локальные акты: устав ОУ, ООП различных ступеней, Положения об оплате труда, Положение о ШСОКО, Правила внутреннего распорядка, Положение об электронном документообороте, Трудовой договор (срочный) – эффективный контракт, Штатное расписание.
 
Результатом работы второй группы стало описание институализации инновационной деятельности, которая предполагает следующее: 
− создание новой нормы проходит следующий путь: старая норма – инновационная деятельность – рефлексия этой деятельности – возникновение и закрепление новой нормы;
− рефлексия новой нормы позволяет восстановить ту инновационную деятельность, которая проводилась при ее возникновении;
− интегральная образовательная программа (ИОП) становится «базовой клеткой» образовательного процесса;
− открытая образовательная среда превращается  в ресурс дальнейшего развития.

Сергей Горохов

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100