Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП»> Мастер-класс Хабаровского Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, А.Г. Петрынин
Презентация к выступлению Александра Петрынина 

Мастер-класс "Психолого-педагогическая реабилитация несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением в открытом образовательном пространстве" (Хабаровский краевой Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, А.Г. Петрынин)




15 сентября 2012 года в рамках профессионально-общественных обсуждений результатов деятельности сети ФИП за год (2012 г.), Александр Петрынин, директор Хабаровского краевого Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, представил мастер-класс «Иновационная модель психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением в открытом образовательным пространстве».

Знакомя участников мастер-класса с деятельностью Центра, ведущий показал видеоролик, в котором говорилось об основных принципах жизни Центра. Дети рассказывали о негласных нормах: не врать, не «доставать» педагогов; взрослые о том, что детей не делят по половому признаку, пространство центра открыто, дети могут поддерживать связь с родителями.

Основным направлением проекта Александр Петрынин называет преодоление девиантного поведения у детей и «спасения их от смерти в тюрьме».  Это направление опирается на различные средства реабилитации. Инновационной педагогической идеей Центра  является идея о возможности реабилитации и социальной адаптации детей с высокой степенью криминальности в условиях открытого образовательного пространства.  Это дает детям опыт выбора «добро – зло». Так же работа проводится посредством авторитарной педагогики, чем создается авторитет знаний, который переходит к авторитету помощи. Уделяется большое внимание культуре знаний и доверия. Ребенок выбирает себе взрослого, которому рассказывает о своих процессах и состояниях. Эта практика приводит к тому, что перед совершением поступка ребенок сообщает о своем намерении, и это дает возможность педагогу помочь ребенку сделать правильный выбор из тех вариантов, которые ребенок проговаривает. «Основой работы является любовь и доверие к ребенку», - заявил Александр Петрынин.

Еще один принцип является базовым в работе с детьми с девиантным поведением – замена асоциальных ценностей на социальные, потому что «невозможно запретить криминальные ценности».

Следующий принцип – философское основание программы Центра. В концепции заложены идеи развития внутреннего мира человека, соотнесенные с законами развития природы, идея веры в возможности и способности ребенка, развивающиеся в коллективной деятельности людей, устремленной к идеалу и основанной на отношениях взаимоуважения и сотрудничества.
Важным средством реабилитации считается игра: «Не доигравшие дети имеют ущербность». Так же Александром Петрынином было отмечено, что материнство сильно отражается на смене жизненных позиций и ходе реабилитации девочек-подростков и выпускниц Центра.

В ряду педагогических методик и технологий, обеспечивающих процесс преодоления девиантного поведения несовершеннолетних в Центре, особенно эффективно реализуется методика «гуманистического воспитания» –  явление, описанное в работах О. Газмана, выросшие из коллективного творческого воспитания – «коммунарской методики» И. Иванова. Само название и педагогической феномен коммунарства восходит к коммуне для несовершеннолетних правонарушителей под руководством А. Макаренко, и на взгляд команды Центра, культуросообразен для подростково-юношеской популяции как средство преодоления криминогенного влияния.

Приют Центра называют «педагогической реанимацией». Там живут дети, попавшие в сложные жизненные ситуации: насилие в семье, конфликты криминального плана на микрорайоне, наркозависимость, ожидание суда.

Далее речь шла о структуре Центра, входящих в нее элементах и образовательной программе.

В психолого-медико-педагогическом секторе работают социальные педагоги, педагоги-психологи, юрист, врачи-специалисты. Общеобразовательная школа с индивидуальным планом обучения использует учебные планы дневных и вечерних общеобразовательных школ. Учебно-производственный сектор Центра осуществляет профессиональную подготовку воспитанников по пяти специальностям: токарь, автомеханик, слесарь, столяр, портная легкого платья. Объединения дополнительного образования представлены кружками, секциями, клубами  (всего 20 наименований).

«К 20 годам у выпускников меняются ценности, и актуализируется опыт, полученный в Центре» - отмечает Александр Петрынин.
Так же многое говорилось о судьбе детей, попадающих в Центр и о влиянии этой программы на их дальнейшую жизнь.
В заключение был показан документальный фильм о судьбах выпускников, снятый на основе их рассказов.

Анна Рябова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100