15 сентября 2012 года в рамках профессионально-общественных обсуждений результатов деятельности сети ФИП за год
(2012 г.), Александр Петрынин, директор Хабаровского краевого Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, представил
мастер-класс «Иновационная модель психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних с девиантно-криминальным
поведением в открытом образовательным пространстве».
Знакомя участников мастер-класса с деятельностью Центра, ведущий показал видеоролик, в котором говорилось об основных принципах
жизни Центра. Дети рассказывали о негласных нормах: не врать, не «доставать» педагогов; взрослые о том, что детей
не делят по половому признаку, пространство центра открыто, дети могут поддерживать связь с родителями.
Основным направлением проекта Александр Петрынин называет преодоление девиантного поведения у детей и «спасения их
от смерти в тюрьме». Это направление опирается на различные средства реабилитации. Инновационной педагогической
идеей Центра является идея о возможности реабилитации и социальной адаптации детей с высокой степенью криминальности
в условиях открытого образовательного пространства. Это дает детям опыт выбора «добро – зло». Так
же работа проводится посредством авторитарной педагогики, чем создается авторитет знаний, который переходит к авторитету помощи.
Уделяется большое внимание культуре знаний и доверия. Ребенок выбирает себе взрослого, которому рассказывает о своих процессах
и состояниях. Эта практика приводит к тому, что перед совершением поступка ребенок сообщает о своем намерении, и это дает
возможность педагогу помочь ребенку сделать правильный выбор из тех вариантов, которые ребенок проговаривает. «Основой
работы является любовь и доверие к ребенку», - заявил Александр Петрынин.
Еще один принцип является базовым в работе с детьми с девиантным поведением – замена асоциальных ценностей на социальные,
потому что «невозможно запретить криминальные ценности».
Следующий принцип – философское основание программы Центра. В концепции заложены идеи развития внутреннего мира человека,
соотнесенные с законами развития природы, идея веры в возможности и способности ребенка, развивающиеся в коллективной деятельности
людей, устремленной к идеалу и основанной на отношениях взаимоуважения и сотрудничества.
Важным средством реабилитации считается игра: «Не доигравшие дети имеют ущербность». Так же Александром Петрынином
было отмечено, что материнство сильно отражается на смене жизненных позиций и ходе реабилитации девочек-подростков и выпускниц
Центра.
В ряду педагогических методик и технологий, обеспечивающих процесс преодоления девиантного поведения несовершеннолетних
в Центре, особенно эффективно реализуется методика «гуманистического воспитания» – явление, описанное
в работах О. Газмана, выросшие из коллективного творческого воспитания – «коммунарской методики» И. Иванова.
Само название и педагогической феномен коммунарства восходит к коммуне для несовершеннолетних правонарушителей под руководством
А. Макаренко, и на взгляд команды Центра, культуросообразен для подростково-юношеской популяции как средство преодоления криминогенного
влияния.
Приют Центра называют «педагогической реанимацией». Там живут дети, попавшие в сложные жизненные ситуации:
насилие в семье, конфликты криминального плана на микрорайоне, наркозависимость, ожидание суда.
Далее речь шла о структуре Центра, входящих в нее элементах и образовательной программе.
В психолого-медико-педагогическом секторе работают социальные педагоги, педагоги-психологи, юрист, врачи-специалисты. Общеобразовательная
школа с индивидуальным планом обучения использует учебные планы дневных и вечерних общеобразовательных школ. Учебно-производственный
сектор Центра осуществляет профессиональную подготовку воспитанников по пяти специальностям: токарь, автомеханик, слесарь,
столяр, портная легкого платья. Объединения дополнительного образования представлены кружками, секциями, клубами (всего
20 наименований).
«К 20 годам у выпускников меняются ценности, и актуализируется опыт, полученный в Центре»
- отмечает Александр Петрынин.
Так же многое говорилось о судьбе детей, попадающих в Центр и о влиянии этой программы на их дальнейшую жизнь.
В заключение был показан документальный фильм о судьбах выпускников, снятый на основе их рассказов.
Анна Рябова
|