16 сентября 2012 года в Москве в рамках профессионально-общественных
обсуждений «Результаты деятельности сети Федеральных инновационных площадок (ФИП) за 2012 год» состоялся мастер-класс
Федеральной инновационной площадки ОГБУ «Региональный центр развития образования» г. Томска «Использование
инновационного потенциала образовательных учреждений для эффективного перехода к ФГОС». Ведущий мастер-класса - заместитель
директора по проектной работе ОГБУ РЦРО г. Томска Андрей Зоткин.
Проект «Создание региональной инновационной инфраструктуры в условиях перехода к образовательным стандартам нового
поколения» реализуется с целью - разработать и внедрить модель региональной инновационной инфраструктуры для формирования
условий эффективного перехода к образовательным стандартам нового поколения.
Направления проектной работы: организация проектной и экспериментальной работы по реализации ФГОС; создание сетей, различных
форм и механизмов сетевого взаимодействия по ключевым направлениям развития содержания образования: компетентсностный подход,
технологическое образование и учебные предприятия, гражданское, этнокультурное, экологическое образование, пр.; обновление
системы повышения квалификации; разработка методики аттестации педагогических и руководящих кадров.
Андрей Зоткин подробно остановился на проблеме определения образовательных результатов в 5-м классе, ведь стандарт определяет
требования к результатам на выходе в 9-м классе, а что нужно сделать в 5-м классе?
Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность
их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание,
способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметные результаты: межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной
траектории.
Предметные результаты: специфические умения для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания
в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование
научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приемами.
Подходы:
- Тематический. По мнению Андрея Зоткинатематизация, по своей сути, означает определение границ содержания. В разработке
программ тематизация становится тотальной: тематический перечень учебных предметов - тема раздела – учебная тема –
тема конкретного занятия – тематика вопросов, рассматриваемых на занятии. Таким образом, происходит отождествление логики
построения академического предмета, систематизирующей знание, с логикой образовательного процесса. Ограниченность тематического
способа разработки образовательных программ в том, что он направлен не на овладение деятельностью (способами, нормами, необходимыми
навыками и способностями), а на овладение знанием. В этой связи тематический способ разработки программ предопределил проблему
разрыва между знанием и деятельностью, между школой и жизнью
- Процессуальный. Процессуальность означает, что разрабатывается не столько тематическая последовательность, сколько последовательность
действий, приводящая к определенным результатам. Таким образом, сама деятельность учеников становится содержанием образования.
Процессуальный способ разработки программы предполагает следующую логику: результат – действия – ресурсы.
Образовательный результат в сознании педагога «вшит» в тематическое содержание предмета. И значительная часть
педагогов предполагает, что само изучение учебного материала ведет к образовательному результату, или полностью отождествляется
с результатом. Андрей Зоткин подчеркнул, что перечисленные в стандарте требования не позволяют увидеть логику определения
результатов. Отсутствие основания для конкретизации результатов в собственном предмете приводит к тому, что учитель берет
в качестве такой основы тематическое построение предмета.
Иван Трифонов
|