Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП»> Мастер-класс ОГБУ «Региональный центр развития образования», г.Томск, А.О.Зоткин

Мастер-класс "Использование инновационного потенциала образовательных учреждений для эффективного перехода к ФГОС" (ОГБУ «Региональный центр развития образования»,  г.Томск, А.О.Зоткин)




16 сентября 2012 года в Москве в рамках профессионально-общественных обсуждений «Результаты деятельности сети Федеральных инновационных площадок (ФИП) за 2012 год» состоялся мастер-класс Федеральной инновационной площадки ОГБУ «Региональный центр развития образования» г. Томска «Использование инновационного потенциала образовательных учреждений для эффективного перехода к ФГОС». Ведущий мастер-класса -  заместитель директора по проектной работе ОГБУ РЦРО г. Томска Андрей Зоткин.

Проект «Создание региональной инновационной инфраструктуры в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения» реализуется с целью - разработать и внедрить модель региональной инновационной инфраструктуры для формирования условий эффективного перехода к образовательным стандартам нового поколения.

Направления проектной работы: организация проектной и экспериментальной работы по реализации ФГОС; создание сетей, различных форм и механизмов сетевого взаимодействия по ключевым направлениям развития содержания образования: компетентсностный подход, технологическое образование и учебные предприятия, гражданское, этнокультурное, экологическое образование, пр.; обновление системы повышения квалификации; разработка методики аттестации педагогических и руководящих кадров.

Андрей Зоткин подробно остановился на проблеме определения образовательных результатов в 5-м классе, ведь стандарт определяет требования к результатам на выходе в 9-м классе, а что нужно сделать в 5-м классе?

Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Метапредметные результаты: межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Предметные результаты: специфические умения для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Подходы:

  1. Тематический. По мнению Андрея Зоткинатематизация, по своей сути, означает определение границ содержания. В разработке программ тематизация становится тотальной: тематический перечень учебных предметов - тема раздела – учебная тема – тема конкретного занятия – тематика вопросов, рассматриваемых на занятии. Таким образом, происходит отождествление логики построения академического предмета, систематизирующей знание, с логикой образовательного процесса. Ограниченность тематического способа разработки образовательных программ в том, что он направлен не на овладение деятельностью (способами, нормами, необходимыми навыками и способностями), а на овладение знанием. В этой связи тематический способ разработки программ предопределил проблему разрыва между знанием и деятельностью, между школой и жизнью
  2. Процессуальный. Процессуальность означает, что разрабатывается не столько тематическая последовательность, сколько последовательность действий, приводящая к определенным результатам. Таким образом, сама деятельность учеников становится содержанием образования.  Процессуальный способ разработки программы предполагает следующую логику: результат – действия – ресурсы.

Образовательный результат в сознании педагога «вшит» в тематическое содержание предмета. И значительная часть педагогов предполагает, что само изучение учебного материала ведет к образовательному результату, или полностью отождествляется с результатом. Андрей Зоткин подчеркнул, что перечисленные в стандарте требования не позволяют увидеть логику определения результатов. Отсутствие основания для конкретизации результатов в собственном предмете приводит к тому, что учитель берет в качестве такой основы тематическое построение предмета.

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100