16 сентября 2012 года на профессионально-общественных обсуждениях результатов деятельности сети ФИП за год (2012
г.) состоялся мастер-класс «Подходы к оценке качества индивидуализации образования. Качество результатов и качество
условий индивидуализации». Мастер-класс проводила Надежда Муха (МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация»).
Представленный проект «Оценка качества индивидуализации образования» разработан Сетевой лабораторией Международной
тьюторской ассоциации. Разработчика проекта предлагают несколько уровней оценки индивидуализации:
- индивидуальный уровень – осуществляется оценка образовательных результатов и достижений обучающихся; на этом уровне
оценивается качество образования.
Следующие уровни – это комплекс условий, которые могут содействовать тому, чтобы индивидуализация как процесс и как
результат могла осуществляться.
- уровень образовательного учреждения (качество условий для обеспечения индивидуализации образовательного процесса);
- муниципальный уровень (качество обеспечения условий для функционирования и развития муниципальных образовательных учреждений,
реализации концепции индивидуализации);
- региональный уровень (оценка эффективности деятельности муниципальных систем образования с точки зрения обеспечения условий
для индивидуализации образовательного процесса ОУ).
Индивидуальные образовательные результаты
- Личностные результаты включают сквозные: инициативность, самостоятельность, ответственность;
- Метапредметные (например, регулятивные), а также деятельностные результаты – такие результаты, которые можно пронаблюдать
в деятельности.
Важный вопрос: нужно ли объективировать качество результатов индивидуализации образования? Возможно ли это сделать?
Для оценки качества индивидуализации образования анализировать тип среды и инфраструктуры, в которых осуществляется образовние.
В прошлом году осуществлялась работа с планированием как образовательным результатом. Надежда Муха предложила различать
подход к оценке планирования как результата, когда оценивается – умеет ребенок планировать или нет. Еще один подход:
оценка индивидуальной динамики развития компетентности планирования. В рамках проекта отрабатывалась система оценки динамики
развития компетентности планирования.
Планирование может касаться многих сфер жизни ребенка, для разработчиков проекта важно, чтобы планирование было средством
организации собственной деятельности ребенком.
Участникам мастер-класса было предложено модельное задание по оценке компетентности планирования. Было необходимо оценить
умение коллеги осуществлять планирование по предложенным параметрам.
Участники в деятельности познакомились с принципами, на которых строится предлагаемый проект. Эффектом такой организации
мастер-класса было то, что участники не обсуждали содержания понятий, не оценивали представленный опыт – они по-настоящему
удивились тому, что представили разработчики. На мастер-классе была организована возможность для участников самостоятельно
протестировать новый способ оценки образовательных результатов.
Елена Воробьева
|