16 сентября 2012 года в Москве в рамках профессионально-общественных обсуждений «Результаты деятельности
сети Федеральных инновационных площадок (ФИП) за 2012 год» состоялся мастер-класс по «Проектированию современных
контрольно-измерительных материалов под оценку образовательных результатов ФГОС». Ведущий мастер-класса - руководитель
сетевой Федеральной инновационной площадки Открытый институт «Развивающее образование» Алексей Воронцов.
Ведущий рассказал о проекте построения школьной системы оценки качества общего образования, который реализовывается на
базе сетевой ФИП (в составе ФИП – 14 образовательных учреждений). Основные принципы конструирования современных контрольно-оценочных
инструментов и процедур оценки результатов и качества общего образования:
1. Мониторинг индивидуального прогресса школьников 1-9-й класс – инструмент «трехуровневые задачи».
2. Мониторинг формирования сквозных образовательных результатов 1-11-й класс – инструменты «комплексная проверочная
работа» и «проектная задача».
3. Стартовая диагностика готовности к обучению на следующей ступени (1,5,10-е классы и 7-й класс «внутренний переход»
– инструмент «комплекс стартовых работ».
4. Формирующее оценивание – инструмент «диагностические задания».
5. Учет и оценка внеучебных достижений школьников на всех трех ступенях школьного образования – «экспертная
оценка портфолио».
«В российских школах практически отсутствует эволюция оценочных процедур от начальной к старшей ступени образования,
– отметил эксперт. - Проверочные работы, портфолио и прочие инструменты должны различаться, эволюционировать, в зависимости
от возрастных особенностей детей». Ведущий привел пример с портфолио. По его мнению, в начальной школе у ребенка не
должно быть индивидуального портфолио, так как для этого возраста характерен «коллективный результат». В итоге,
возникает профанация такого инструмента оценивания достижений как портфолио.
6. Итоговая аттестация 9-й класс. Необходимость разработки нового формата экзаменов.
Далее ведущий предложил участникам группы разделиться на четыре подгруппы и обсудить предложенную модель СОКО. Школьная
СОКО включает четыре позиции: ученик, учитель, родитель, администратор школы.
Участники группы в позиции «ученик» апробировали диагностическую и самостоятельную работу, предлагаемую в модели.
Далее они анализировали, насколько эти работы позволяют ребенку самому оценивать свое продвижение в образовательной среде
– свои достижения и дефициты.
Участники группы в позиции «администратора» анализировали, можно ли с помощью инструментов, предлагаемых в
модели, оценивать:1. индивидуальный прогресс детей, 2. формирование сквозных результатов, заявленных во ФГОС.
Участники группы в позиции «родители» анализировать вариативную часть ООП школы, с целью выяснить, какие компетентности
возникнут у их ребенка.
Участники группы в позиции «учитель» занимались сопоставлением домашней самостоятельной работы ребенка и проверочной
работы, выполненной в классе. Это позволяет увидеть, где ребенок делал сам, а где он мог списать или сделать с помощью родителей.
Эта деятельность учителя направлена на выращивание учебной самостоятельности ребенка. «Учителя» также старались
понять, какие диагностические задания надо давать детям, чтобы вовремя скорректировать свои профессиональные действия.
Татьяна Морозова
|