Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП»> Лекция А.И. Адамского «Основные тенденции и результаты внедрения инноваций в образовании». Часть 2
Презентация к лекции Александра Адамского 

Лекция научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» А.И. Адамского «Основные тенденции и результаты внедрения инноваций в образовании». Часть 2




16 сентября 2012 года в рамках профессионально-общественных обсуждений результатов деятельности сети ФИП за год (2012 г.) Александр Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», прочитал вторую часть лекции «Основные тенденции и результаты внедрения инноваций в образовании».

Для обсуждения лектор предложил проблему сквозных результатов от дошкольного до профессионального образования. Возможность учиться в течение всей жизни зависит от того, сформированы ли способы построения маршрута собственного образования в дошкольном и младшем школьном возрастах, в сензитивные периоды развития.

На вчерашней лекции проявилось стремление подменить проблематику пафосом актуальности. Лектор подчеркнул, что рассуждения об актуальности проблемы не связаны с содержанием проблемы. Не достаточно призывать к решению проблемы, необходимо формулировать содержание, проектировать пути решения.

Вторая линия проблематики, которую обозначил Александр Адамский, связана возможностью распространения инновационного опыта. Тезис К.Ушинского: опыт не переносим механически, этот тезис актуален и в наше время. Невозможность натурально переносить опыт не означает, что опыт не ценен. Эффективнее передаются нормы, относительно которых строится образовательный проект.

Нормы, которые продуктивно действуют, должны постоянно проблематизироваться, тогда система не останавливается в развития, не происходит стагнации. Нормы – это не только нормативные акты, правила по которым мы действуем – неформальные нормы. Александр Адамский подчеркнул, что норма не развивается через неукоснительное соблюдение, она развивается через проблематизацию. Лектор обозначил различие между догмой, которая не может быть подвержена сомнению и нормой, которая может меняться. Если рассматривать многообразие как пространство диалога, то это пространство проблематизации.

Концепция сетевого развития основывалась, на том, что инициатива, которую выдвигает проектировщик, проходит следующий эволюционный путь: она становится проектом, а потом институтом. Если инициатива не становится институтом, она умирает. Однако чем выше уровень обобщения, тем выше риск потери содержания. Проблематика развития заключается в том, как осуществить развитие не потерять содержание.

Может появиться вопрос: зачем терять содержание только ради того, чтобы получить формальную норму? Ответ на этот вопрос: нет правил – нет условий общежития. Как в книге «Повелитель мух», оказавшись на острове без взрослых, дети начали убивать друг друга, потому что никаких правил не существовало для них.

Норма всегда имманентно присутствует в деятельности, потому что человек – существо  мыслящее. Когда человек инициирует деятельность, в ней уже содержится целеполагание, значит, в ней можно выявить преднорму.

Алексей Воронцов отметил, что в этой логике ФИПы должны в качестве продуктов предоставлять не описание практик, а описание преднорм. Предварительные нормы отправлять в Министерство образования для того, чтобы из них создавались новые нормы. Тогда нормативные акты будут появляться не по инициативе министерства, а в соответствии с новыми тенденциями.

 

Елена Воробьева
 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100