Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Пленум




15 сентября 2012 года в Москве в рамках профессионально-общественных обсуждений «Результаты деятельности сети Федеральных инновационных площадок (ФИП) за 2012 год» состоялось пленарное заседание, на котором представлены результаты работы проектных групп.

Итоги работы группы «Новое качество и результативность образования» представил проректор по учебно-методическому объединению МГППУ Юрий Забродин. На группе были представлены проекты лицеев, которые реализуют принципиально новые образовательные среды. Лицей №9 г. Красноярска представил технологию управления образовательным процессом, позволяющую сделать процесс более гибким, управляемым и устойчивым, и при этом направленную на формирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Музыкально-эстетический лицей имени А.Г. Шнитке г. Энгельса представил технологию формирования образовательной среды, которая максимально учитывает возможности реализации детей. В этом проекте представлена не столько проблема управления образованием, сколько модель интеграции академического образования и специализированного культурно-эстетического образования. Формирование интегрированной среды в лицее позволяет реализовывать оба эти направления.

«Кроме того, в обоих проектах осуществляется взаимодействие лицеев с профильными вузами, что открывает возможности для связи высшего и среднего образования, - отметил Юрий Забродин. – Возможно создание стажировочных площадок по интеграции вузов и школ».

Александр Адамский выступил с тезисом о необходимости нового понимания образовательной среды: «среда не как средство освоения учебников, а как непосредственное содержание образования». Среда – все то, что окружает ребенка натурально, и то, что сейчас есть в виртуальном пространстве, и к чему он может легко прикоснуться, – должна ставить перед собой новые цели и достигать новых результатов.

Директор Лицея №9 г. Красноярска Ирина Осетрова предложила в качестве примера реализации нового понимания среды проект информационной среды, который реализовывается на базе ее образовательного учреждения. По словам Ирины Осетровой, в рамках этого проекта предпринимается попытка использовать образовательный портал в качестве тьютора для ребенка. Портал структурирован таким образом, что позволяет вести ребенка по всей образовательной программе. Ребенок начинает взаимодействовать со средой (с порталом), получает обратную связь, может сам формировать свой образовательный маршрут, через него оценивать свои достижения и дефициты.

«Младший школьник не воспринимает среду как учебную, он относится к ней натурально, - отметил Роман Селюков. - Ребенок, обращаясь к среде, еще не знает, что она структурирована».

Татьяна Ковалева отметила, что существуют две тенденции взаимодействия ребенка с социальным взрослым по освоению ребенком культуры:  1. Взрослый предъявляет ребенку культурные образцы и таким образом сужает неструктурированную для него среду; 2. Взрослый (в тьюторской позиции) наблюдает, выявляет интерес ребенка и вокруг этого интереса раскрывает для ребенка среду (т.е. сужение, структурирование среды происходит из собственного вопроса ребенка, а не по заранее установленными эталонами).

По мнению Надежды Мухи, учитель является неотъемлемой частью среды: в среде должен находиться учитель, чтобы то, что окружает ребенка, могло проявиться для него с точки зрения образования. Главный вопрос – «способен ли учитель быть провокатором – провокатором образовательной деятельности ребенка, провокатором рефлексии ребенка, а не просто владельцем того, что «можно или нельзя» в культуре»?

Ирина Тоболкина, директор МБОУ Академический лицей г. Томска, представила результаты работы проектной группы «Новые финансово-экономические модели в образовании», представив перечень направлений инновационного проектирования внутри финансово-экономической проблематики:

- создание финансово-экономических механизмов повышения качества образования;

- выработка критериев оценки качества образования, рассмотрение вопроса по их стандартизации;

- обеспечение государственного заказа на решение проблем образования через ФИП;

- внедрение финансово-экономических механизмов саморазвития образовательных учреждений.

Ирина Тоболкина подчеркнула, что ФИП – это не просто статус, а реально работающая площадка, по сути, реализующая конкретный государственный заказ.

Оживленное обсуждение получил вопрос финансирования инновационных площадок. Александр Адамский отметил, что, во-первых, нужно сделать качественный продукт, который впоследствии можно будет продать. Во-вторых - нужно определиться с целью денежных вливаний – это «start-up» или конечный продукт, ведь бюджетное финансирование может быть только целевым. Если необходимо заработать, то, к примеру, можно включить продукт ФИП в муниципальное задание, что будет финансироваться.

Заместитель директора по проектной работе Регионального центра развития образования г. Томска Андрей Зоткин представил итоги работы группы «Управление развитием образования». Он отметил, что обсуждение в группе строилось вокруг вопроса о том, «что должно измениться в нормативном обеспечении образовательной деятельности позволяющей становлению новых норм»? Тезис, к которому пришли участники группы: «Деятельность по реализации ФГОС развивается, а новых норм, обеспечивающих эту деятельность, не возникает». Предложения, которые возникли от участников группы:

- Процесс норматворчества важно переносить из локальных проектов в сетевое взаимодействие ФИП.

- Типологизация ФИП должно проходить не по темам проектов, а по продуктам, которые они создают.

- Возможность создания сетевых проектных мастерских на базе ФИП.

Иван Трифонов,

Татьяна Морозова

 

 

 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100