15 сентября 2012 года в Москве в рамках профессионально-общественных
обсуждений «Результаты деятельности сети Федеральных инновационных площадок (ФИП) за 2012 год» начала работу проектная
группа «Новые финансово-экономические модели в образовании». Модератор – первый заместитель директора Института
проблем образовательной политики «Эврика» Роман Селюков.
Роман Селюков представил логику работы проектной группы, предусматривающую несколько смысловых планов:
- Есть ряд инициатив Федеральных инновационных площадок, которые ложатся в тематику финансов и экономики в образовании.
В этом смысле в рамках работы группы необходимо определить актуальную финансово-экономическую проблематику образования
в целом, возможно, по ступеням образования.
- Каждая инициатива ФИП должна иметь финансово-экономическую устойчивость в связи с тем, что все инновационные представления
должны строиться на определенных финансовых моделях, в этом смысле каждая инновационная площадка должна иметь финансовую составляющую.
В рамках работы группы необходимо сформулировать предложения по устойчивым финансовым механизмам для нефинансово направленных
площадок.
В рамках работы проектной группы состоялось выступление Елены Губановой, профессора кафедры экономики образования Московского
института открытого образования, руководителя ФИП «Финансово-экономическое обеспечение инновационных моделей образовательных
учреждений общего образования» по направлению «Новые финансово-экономические механизмы в образовании».
Цель проекта:
- обеспечение перехода от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики к необходимому для создания
инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех;
- в системе дополнительного профессионального образования внедрить модели повышения квалификации педагогических и руководящих
работников системы общего образования, предполагающие внедрение персонифицированных моделей повышения квалификации.
Задачи проекта:
- Удовлетворение потребностей в современном
образовании.
- Комплексная модернизация общего образования.
- Обеспечение деятельности образовательных
учреждений, интегрирующих общее и профессиональное образование посредством
использования потенциала дополнительного
образования.
В рамках реализации проекта сформирована сеть стажировочных площадок, на базе которых осуществляется:
- Управление качеством образовательной услуги в новых финансово-экономических условиях (для руководителей дошкольных
образовательных учреждений);
- Методический аспект реализации механизмов повышения качества образования (для старших воспитателей);
- Влияние государственно-общественного управления дошкольным образовательным учреждением на качество образования
(для представителей родительской общественности).
Роман Селюков предложил оформить еще одну задачу проекта - сформировать механизм переноса отрабатываемой модели в другие
регионы с учетом их специфики.
Роман Селюков предложил организовать работу двух микрогрупп: сформулировать перечень направлений инновационного проектирования
внутри финансово-экономической проблематики; сформировать каркас финансово-экономических моделей реализации каждого проекта
ФИП.
Говоря о перечне направлений инновационного проектирования внутри
финансово-экономической проблематики, Ирина Тоболкина, директор МБОУ Академический лицей г. Томска, обозначила основные позиции:
- создание финансово-экономических механизмов обеспечения качества образования;
- выработка критериев оценки качества образования, рассмотрение вопроса по их стандартизации;
- обеспечение государственного заказа на решение проблем образования через ФИП;
- внедрение финансово-экономических механизмов саморазвития образовательных учреждений.
Ольга Устюгова, руководитель Центра ОГАОУ ДПО Институт развития образования Иркутской области, представила результат работы
микрогруппы через ответ на вопрос: «Как в проекте ФИП и в процессе его внедрения показать финансово-экономические механизмы?» Во-первых,
необходимо определить все источники финансирования не только проекта, но и процесса его внедрения, для чего необходимо отнормировать
все затраты. Ответить на вопросы: каким образом легализовать инновацию? как сделать ее штатным режимом и что для этого должно
быть в каждом проекте?
Иван Трифонов
|