Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к выступлению Марии Миркес 

Мастер-класс Формирование предпринимательской компетенции у старших школьников и студентов: модель образовательного пространства, технология сопровождения (НП «Смарт-Концепт, М.М.Миркес, г.Новосибирск)




15 сентября 2012 года в рамках профессионально-общественных обсуждений результатов деятельности сети ФИП за год (2012 г.) Мария Миркес (Некоммерческое партнерство «СМАРТ – Концепт»), провела мастер-класс «Формирование предпринимательской  компетентности у старших школьников и студентов: модель образовательного пространства, технология сопровождения»

Участниками мастер-класса стали представители школ, средне-специальных и высших учебных заведений.
Свое выступление Мария Миркес начала с уточнения ситуаций, в которых представляемый модуль был бы полезен:

  • НПО,СПО, ВПО;
  • старшеклассникам;
  • молодежи;
  • корпорации.

В продолжение Мария Миркес выделила основную проблематику: образовательное пространство не моделирует предпринимательскую среду. Большинство программ направлены на тренировку в послушании, а не в предприимчивости. В ситуации обучения нет собственного проектирования и изобретения.

Хорошая школа должна создавать и работать с предпринимательским пространством. После этого опыта дети смогут выбирать профессию на основе собственных представлений о дальнейшей жизни, в отличие от более распространенной ситуации, когда ребенок реализует родительские замыслы.

Мария Миркес называет свою программу экстремальным предпринимательским модулем, где предприниматель является субъектом, который рискует и берет на себя ответственность, сам оценивает свой проект и его продуктивность, имея возможность консультации с экспертом, реальным представителем бизнес-структуры. Таким образом, эта программа уходит от системы «отдавания» участниками своей ответственности «учителю».

Мария Миркес считает важным встречу участников с «другими взрослыми» с реальным опытом предпринимательства. Это обусловлено тем, что ведущие часто не имеют опыта собственного бизнеса. «Как возможно научить предпринимательству, если  учитель защищен бюджетом. В этом обучении должна быть не учительница, которая говорит: «Ты плохо учишься». А реальный работодатель, который говорит: «Ты ничего не сделал сам, ты делал только то, что тебе говорили, поэтому я возьму тебя на работу через 5 лет не больше чем на 10-15 тысяч рублей».

Эксперт называет две ключевые находки технологии работы с предпринимательской компетенцией:
- пространство предпринимательства с рисками «на полную»;
- тьюторская поддержка (при субъектности предпринимательства).

Пространство рисков и собственной ответственности обеспечивается предпринимательским тренажером. В рамках проводимого семинара, это является реальной пробой, где дети исследуют предпринимательские возможности реализации собственной идеи.

Говоря о тьюторской поддержке, Мария Миркес подчеркивала важность вопроса обеспечения сопровождения, не подменяя при этом ответственность участника и ведущего.

«Если учитель оценивает работу – он берет ответственности за результат на себя».  Хорошее тьюторское сопровождение, по мнению Марии Миркес, обеспечивает рефлексивная часть программы, в которую входит:

  • выстраивание системы экранов, которое позволит команде строить самооценку (относительно себя, других участников, серьезных субъектов профессиональной сферы);
  • обеспечение ориентации в поле ресурсов и выстраивания своего движения в поле ресурсов;
  • обеспечение рефлексии и проектирования шагов группы.

В модуль включено учебное и клубное пространство. Учебное является пространством получения знаний и теоретической платформой разработки идей, клубное – это общение, связи, перформансы, арт-проекты и др.
Таким образом, в модуле четко поделены зоны ответственности участников и ведущих.

Также в ходе мастер-класса шла речь о важности постановки и решения задач участниками, о том, что помогает их постановке, и каким образом тъютор может обеспечить сопровождение этого процесса.

В пример о проблеме постановки задач говорилось об опыте презентации проектов школьниками перед инвесторами. «Школьники часто воспринимают презентацию проекта как спектакль. Они отыграли и свободны, ждут оценки – молодцы или нет. Они не используют возможность заинтересовать инвестора своим проектом. Соответственно не ставят перед собой задачу получения финансирования, реальных денег», - отметила она.

В ответ на групповое обсуждение о необходимости прохождения данного модуля всеми участниками образовательного процесса в школе и вузе, Мария Миркес остановилась на ключевой идеи модуля – возможности получения реальной пробы предпринимательства, которая должна быть у всех, только после получения этого опыта возможно обсуждать с учащимися их желание или нежелание дальнейшего развития своей предпринимательской компетенции. Основная задача данной компетенции – доведение реализации идеи до финального продукта, принятие решений в незнакомых ситуациях и принятие на себя ответственности.

В дискуссии было упомянуто, что возможно совмещение форм работы со старшеклассниками, уроки – для получения знаний, и совершенно иные формы организации работы нужны для формирования, например, предпринимательской компетентности.

Завершился мастер-класс обсуждением темы этики реализуемых проектов в рамках данного модуля. Мария Миркес, приводя примеры из опыта проведения программы, отметила возможность регуляции этических вопросов за счет «экранов», экспертов и обратной связи других участников.


Анна Рябова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100