15 сентября 2012 года в рамках профессионально-общественных обсуждений результатов деятельности сети ФИП за год
(2012 г.) Мария Миркес (Некоммерческое партнерство «СМАРТ – Концепт»), провела мастер-класс «Формирование
предпринимательской компетентности у старших школьников и студентов: модель образовательного пространства, технология
сопровождения»
Участниками мастер-класса стали представители школ, средне-специальных и высших учебных заведений.
Свое выступление Мария Миркес начала с уточнения ситуаций, в которых представляемый модуль был бы полезен:
- НПО,СПО, ВПО;
- старшеклассникам;
- молодежи;
- корпорации.
В продолжение Мария Миркес выделила основную проблематику: образовательное пространство не моделирует предпринимательскую
среду. Большинство программ направлены на тренировку в послушании, а не в предприимчивости. В ситуации обучения нет собственного
проектирования и изобретения.
Хорошая школа должна создавать и работать с предпринимательским пространством. После этого опыта дети смогут выбирать профессию
на основе собственных представлений о дальнейшей жизни, в отличие от более распространенной ситуации, когда ребенок реализует
родительские замыслы.
Мария Миркес называет свою программу экстремальным предпринимательским модулем, где предприниматель является субъектом,
который рискует и берет на себя ответственность, сам оценивает свой проект и его продуктивность, имея возможность консультации
с экспертом, реальным представителем бизнес-структуры. Таким образом, эта программа уходит от системы «отдавания»
участниками своей ответственности «учителю».
Мария Миркес считает важным встречу участников с «другими взрослыми» с реальным опытом предпринимательства.
Это обусловлено тем, что ведущие часто не имеют опыта собственного бизнеса. «Как возможно научить предпринимательству,
если учитель защищен бюджетом. В этом обучении должна быть не учительница, которая говорит: «Ты плохо учишься».
А реальный работодатель, который говорит: «Ты ничего не сделал сам, ты делал только то, что тебе говорили, поэтому я
возьму тебя на работу через 5 лет не больше чем на 10-15 тысяч рублей».
Эксперт называет две ключевые находки технологии работы с предпринимательской компетенцией:
- пространство предпринимательства с рисками «на полную»;
- тьюторская поддержка (при субъектности предпринимательства).
Пространство рисков и собственной ответственности обеспечивается предпринимательским тренажером. В рамках проводимого семинара,
это является реальной пробой, где дети исследуют предпринимательские возможности реализации собственной идеи.
Говоря о тьюторской поддержке, Мария Миркес подчеркивала важность вопроса обеспечения сопровождения, не подменяя при этом
ответственность участника и ведущего.
«Если учитель оценивает работу – он берет ответственности за результат на себя». Хорошее тьюторское
сопровождение, по мнению Марии Миркес, обеспечивает рефлексивная часть программы, в которую входит:
- выстраивание системы экранов, которое позволит команде строить самооценку (относительно себя, других участников, серьезных
субъектов профессиональной сферы);
- обеспечение ориентации в поле ресурсов и выстраивания своего движения в поле ресурсов;
- обеспечение рефлексии и проектирования шагов группы.
В модуль включено учебное и клубное пространство. Учебное является пространством получения знаний и теоретической платформой
разработки идей, клубное – это общение, связи, перформансы, арт-проекты и др.
Таким образом, в модуле четко поделены зоны ответственности участников и ведущих.
Также в ходе мастер-класса шла речь о важности постановки и решения задач участниками, о том, что помогает их постановке,
и каким образом тъютор может обеспечить сопровождение этого процесса.
В пример о проблеме постановки задач говорилось об опыте презентации проектов школьниками перед инвесторами. «Школьники
часто воспринимают презентацию проекта как спектакль. Они отыграли и свободны, ждут оценки – молодцы или нет. Они не
используют возможность заинтересовать инвестора своим проектом. Соответственно не ставят перед собой задачу получения финансирования,
реальных денег», - отметила она.
В ответ на групповое обсуждение о необходимости прохождения данного модуля всеми участниками образовательного процесса
в школе и вузе, Мария Миркес остановилась на ключевой идеи модуля – возможности получения реальной пробы предпринимательства,
которая должна быть у всех, только после получения этого опыта возможно обсуждать с учащимися их желание или нежелание дальнейшего
развития своей предпринимательской компетенции. Основная задача данной компетенции – доведение реализации идеи до финального
продукта, принятие решений в незнакомых ситуациях и принятие на себя ответственности.
В дискуссии было упомянуто, что возможно совмещение форм работы со старшеклассниками, уроки – для получения знаний,
и совершенно иные формы организации работы нужны для формирования, например, предпринимательской компетентности.
Завершился мастер-класс обсуждением темы этики реализуемых проектов в рамках данного модуля. Мария
Миркес, приводя примеры из опыта проведения программы, отметила возможность регуляции этических вопросов за счет «экранов»,
экспертов и обратной связи других участников.
Анна Рябова
|