Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП»> Мастер-класс МАОУ Гимназия №210 "Корифей", М.В.Калужская, г.Екатеринбург
Презентация мастер-класса 

Новые форматы переподготовки и профессионального роста педагогов/руководителей ОУ (МАОУ Гимназия №210 "Корифей", М.В.Калужская, г.Екатеринбург)




15 сентября 2012 года в г.Москве в рамках профессионально-общественных обсуждений «Результаты деятельности сети Федеральных инновационных площадок (ФИП) за 2012 год» прошел мастер-класс «Новые форматы переподготовки и профессионального роста педагогов / руководителей ОУ» Марии Калужской, замдиректора МАОУ Гимназии №210 «Корифей», г. Екатеринбург. 
 
В начале своего выступления Мария Калужская отметила, что большинство институтов, предлагающих программы повышения квалификации для педагогов используют классические формы работы – лекции, семинары, иногда элементы проектирования, но в целом не заинтересованы в модернизации, изменению форматов, введению творческих элементов. 
 
В рамках разработанных программ, использующихся в гимназии как для повышения квалификации «собственных» педагогов, так и желающих ее пройти «внешних» заказчиков (педагогов, педагогических коллективов), используются такие формы трансляции педагогического опыта, которые сами являются проектами и требуют экспериментальной апробации. Фактически происходит совместное проектирование в творческом взаимодействии с участниками: соучастие в построении нового образовательного опыта.
 
Одно из самых важных направлений предлагаемых программ – не столько присвоение знаний, умений и навыков, сколько обеспечение личностного роста педагогов, предоставление возможностей пребывания в различных позициях (в том числе, и учеников), активного проектирования собственного профессионального пути (сценарии, прогнозы, конструирование педагогических событий), освоения специальных техник общения и т.д. Они могут проходить в форме гостеролевых стажировок, проблемных семинаров, очно-заочных сессий, каникулярных школ, тренингов, управленческих поединков, творческих лабораторий, сетевых дискуссий. 
 
Мария Калужская в интерактивном режиме продемонстрировала некоторые элементы подобных занятий. Так, в Лаборатории творческого мышления было предложено обозначить несколько проблем, характерных для начала учебного года. После чего, основываясь на технологии Эдварда де Боно (описавшего «латеральное мышление»), было предложено рассмотреть их по следующей схеме: поиск стандартного (или рутинного) решения, определение широкого контекста, применение творческого метода, использование дизайна и объединения. Подобная схема позволяет рассмотреть проблему с различных сторон и уйти от стереотипных решений. 
 
Также была описана методика «Практикум для великих руководителей», использующихся для повышения управленческих компетенций, в которой педагог может занимать позицию руководителя, а руководитель – подчиненного. Используя определенную последовательность шагов: превращение проблем в задачи; преодоление проблемных состояний; обращение к руководству; помощь коллегам в решении проблем, отрабатываются механизмы принятия совместных решений и изменяется взаимоотношения в позициях руководитель – подчиненный. 
 
Не менее эффективны для формирования необходимых компетентностей Управленческие поединки (или коммуникативные бои). Они были разработаны Владимиром Тарасовым для повышения квалификации менеджеров, но могут быть эффективно использованы и в образовательном пространстве. В начале задается определенная проблемная педагогическая ситуация (при участии различных позиций – ученик, учитель, руководитель ОУ, родитель, представитель общества и т.д.). Задача участников – найти удовлетворяющее ту позицию, в которой он оказался, решение, при этом корректно общаясь с представителем другой позиции (интересы которого противоположны). В результате не только отрабатываются типичные педагогические ситуации, но и задается возможность овладения новыми способами взаимодействия с другим всем категориям участников. 
 
Участников мастер-класса наиболее заинтересовал следующий вопрос – как оцениваются приобретенные компетентности педагогов и руководителей ОУ после прохождения повышения квалификации в данных, нетрадиционных форматах? Как измеряется их профессиональный рост?
 
Мария Калужская отметила, что для педагогов из других образовательных учреждениях, проходящих подобного рода практики, в качестве основания для оценки являются различного рода зачетные работы и модели проектов, которые они разрабатывают в ходе мероприятий. Для педагогов гимназии показателем повышения квалификации могут быть образовательные результаты, достигнутые их учениками.
 
Сергей Горохов

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100