Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Владимира Бацына 

Доклад «Новое качество образования: возможности и перспективы», эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» В.К.Бацын

 



11 сентября 2012 года в Калининградской области в рамках окружного экспертно-аналитического семинара по теме повышения эффективности мониторинга и хода реализации направлений НОИ «Наша новая школа» с докладом «Новое качество образования: возможности и перспективы» выступил эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» Владимир Бацын.

Владимир Бацын отметил, что в вопросе нового качества образования возможности появляются у большого количества людей. Это возможности школы, возможности учителя, возможности ученика, возможности семьи, возможности народа, возможности нации.

Речь пойдет об учителе и ученике; о целях; о тех, кто ставит цели; чья цель реализуется в ходе образования. И обрати внимание слушателей, что очень важный вопрос: «Что является предметом нашей с вами деятельности?». Если это развитие человеческого потенциала, то мы должны себя спросить: все ли, что мы делаем в школе, работает на развитие ученика? Что происходит с учениками, когда они находятся в рамках нашей деятельности? Это важно, так как цель всегда субъективна. И когда ученики выполняют совместное задание учителя, они объединены не одной целью, а тем, что каждый из них выполняет общее задание. Когда мы говорим о целеполагании, то важно понимать, кто является субъектом. В этом отношении встает следующий вопрос. Что должен ученик себе? Насколько он понимает к чему он идет? Ученик становится субъектом образования только в том случае, если он «должен сам себе», если у него есть цель, связанная с его собственным «я». Наша задача помочь ему найти себя с помощью всего набора средств, которые у нас есть. Если ученик нашел себя, то мы реализовали нашу сверхзадачу. Если мы этого не сделали, то наше образование заслуживает низшей оценки.

Владимир Бацын озвучил свои мысли о том, чем является образовательная программа учреждения. Он выделил несколько основных пунктов.

Образовательная программа образовательного учреждения это, во-первых, уровень рамочных задач. И предполагается, что школа должна организовать специальные среды и пространство для социализации ребенка, что это должно быть миссией и стратегической перспективой учреждения.

Во-вторых, это уровень «внутренних» задач, который касается уклада школы. Каждый ученик должен выступать центральной фигурой в пространстве внутришкольных «силовых полей» и отношений. Должно быть точно и правильно определено место учителя и ученика в общей системе учебно-предметных и социально-педагогических координат.

В-третьих, она должна затрагивать вопрос уровня аттестации учителей. Докладчик поставил два вопроса, для обсуждения:

- Чем аттестация отличается от конкурса «Учитель года»?

- Возможна ли объективная аттестация вне контекста «родной» образовательной программы?

В этом моменте эксперт говорил о том, что нельзя отрывать аттестацию учителя от школьной программы и среды, в которой он должен функционировать и показывать результат. Ведь каждый учитель реализуется только внутри своего педагогического коллектива. А проведение аттестации одинаковой для всех уравнивает учителей под одну планку, причем она отрывает его от реалий, в которых он должен находиться. В этом смысле важен не общий минимум для учителей, а индивидуальный максимум. Необходимо, чтобы система способствовала развитию индивидуальности учителя. От проблемы индивидуализации учителя Владимир Бацын перешел к схожей проблеме среди учеников и задал несколько проблемных вопросов:

 - Как мы смотрим на ученика, как на носителя культурных сред?

- Обращаем ли мы внимание на множество культур, которые в нем существуют и проявляются? Как мы это оцениванием?

Здесь эксперт стал размышлять о том, что у учеников должна существовать синтетическая культура обретения и развития своего «Я». Она является надличностной и формирует осознание собственного «Я», границ и пределов, показывает критическое мышление ребенка. Владимир Бацын привел пример из американской школы. У них каждый ученик знает, что в 12 лет он должен будет выступить с презентацией «Мое увлечение». Если класс оценивает его выступление высоко, то ученик имеет право выступить перед параллелями. Если он хорошо выступает перед параллелями, то он может выступить перед школой, далее перед другими школами. Если пятиклассник становится известным на уровне школы или региона, то он становится в определенном смысле героем. Причем сам по себе. Каждый ученик имеет равный шанс представить себя в той области, которая ему интересна. Это никак не привязано к школьным предметам. Он видит других и соотносит себя с ними, видит свои преимущества. В этом отношении индивидуальность ученика очень важна, и задача школы не изгнать нестандартность ребенка, а развивать ее.

От вопросов индивидуализации Владимир Бацын перешел к перспективам на будущее. Отметил, что шаг за горизонт, связанный с развитием образования относится к развитию экспертного сообщества. Что должно складываться неформальное, «референтное» родительское сообщество на основе тщательного обсуждения «пространства социализации». В этом плане, он уверен, ученикам не хватает детско-взрослого общения, не общения с учителями, а общения с носителями других практик и другого опыта. Здесь и должны появляться взрослые, которым есть что говорить детям. Детям всегда есть, что взять у взрослого. К этому вопросу необходимо подключать родителей.

Также докладчик отметил, что образовательному учреждению пора выходить на международный уровень и что Управляющий совет должен насытить образовательную программу теми видами деятельности, которыми не могут ее насытить учителя.

Алексей Банев, аналитическая группа Калининградской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100