11 сентября 2012 года в Калининградской области в рамках окружного экспертно-аналитического семинара по теме повышения
эффективности мониторинга и хода реализации направлений НОИ «Наша новая школа» с докладом «Эффекты и результаты
реализации направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» выступила первый заместитель
министра образования Калининградской области Светлана Трусенева.
Светлана Трусенева отметила, что в Калининградской области начиная с 2007 года идут процессы оптимизации сети общеобразовательных
учреждений, которые продолжаются и в настоящее время. Третий год наблюдается увеличение численности учащихся в общеобразовательных
школах, что позволяет обеспечивать высокую наполняемость как в городских, так и в сельских школах. На сегодня, среднестатистическая
школа в Калининградской области с численностью учащихся 501 человек, т.е. полноценная школа с двумя, а на старшей ступени
– тремя классами в параллели. Это позволяет качественно организовывать реализацию федерального государственного стандарта
в начальной школе, а также профильного обучения на основной и старшей ступени. Указы Президента Российской Федерации о разработке
мероприятий в целях дальнейшей оптимизации сети общеобразовательных учреждений, в том числе за счет создания крупных образовательных
комплексов на базе лучших общеобразовательных учреждений путем присоединения к ним неконкурентоспособных общеобразовательных
учреждений укрепили нас в правильности выбранного пути.
Один из значимых фактов модернизации системы общего образования – результат соотнесения роста средней заработной
платы учителей с ростом норматива (в части фонда оплаты труда). Анализ показывает, что прямой зависимости между заработной
платой учителя и величиной норматива нет.
В 2012 году в Калининградской области была продолжена работа по переводу на аутсорсинг несвойственнных для образовательных
учреждений услуг, а также повышению эффективности использования имеющихся ресурсов. У системы образования много внутренних
резервов для повышения уровня оплаты труда.
С целью повышения заработной платы учителей Правительством Калининградской области принято решение об индексации норматива
бюджетного финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в части оплаты труда.
Благодаря этому средняя заработная плата учителя за июль 2012 года составила 21,2 тысяч рублей (рост на 37% к уровню 2011
года), до конца года, отметила Светлана Трусенева, мы планируем, что средняя заработная плата учителей будет соответствовать
уровню средней заработной платы работников в целом по экономике региона и составит 22 тысячи рублей. В регионе полностью оправдала
себя модель системы оплаты труда, действующая с 2008 года, позволяющая в соответствии с потребностями образовательного учреждения
и направлениями развития системы общего образования, стимулировать деятельность и результативность учителя через систему оценивания
разнообразных достижений ученика.
Проанализировав зависимость размера заработной платы учителя от наполняемости школ, докладчик отметила, что в одном кластере
оказываются школы с приблизительно одинаковой численностью учащихся и разной величиной зарплаты учителей, что позволяет сделать
вывод - у системы еще есть внутренние резервы по более эффективному и рациональному использованию имеющихся финансовых ресурсов,
с одной стороны, и по необходимости структурных изменений – укрупнения школ с целью предоставления условий получения
качественного образования наибольшему количеству учащихся с другой стороны.
Существующая модель системы оплаты труда позволила Калининградской области при серьезном изменении требований к процедуре
аттестации педагогических кадров существенно увеличить дифференциацию в оплате труда в зависимости от имеющейся у педагога
квалификационной категории и убедить участников образовательного процесса в необходимости профессионального роста и самообразования.
Численность педагогов, имеющих высшую и первую квалификационные категории, неуклонно растет. Таким образом, можно говорить
об исполнении и второго пункта поручения президента, касающегося повышения уровня дифференциации оплаты труда педагогических
работников в зависимости от квалификационной категории.
Светлана Трусенева также отметила, что возможности электронной школы не только расширяют школьное пространство, но и изменяют
представление о доступности образования. Это новые формы дистанционного обучения школьников, участие в социальных проектах.
В заключении Светлана Трусенева подчеркнула, что для продуктивного и эффективного использования имеющихся ресурсов необходимо
своевременное нормативное регулирование отдельных видов деятельности школы и учителя, а также финансовое сопровождение этих
процессов. С этой целью мы вносим очередные изменения в нормативную правовую базу, касающуюся нормативного бюджетного финансирования
общеобразовательных учреждений Калининградской области.
Татьяна Талецкая, аналитическая группа Калининградской области
|