Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Пленарное заседание. Доклады от групп. Дискуссия. Подведение итогов семинара

 



11 сентября 2012 года в Калининградской области в рамках экспертно-аналитического семинара по вопросам повышения эффективности мониторинга и хода реализации направлений НОИ «Наша новая школа» состоялось пленарное заседание, на котором были подведены итоги работы в группах.

Виктория Белякова, директор МАОУ гимназии № 32 г. Калининграда, предложила обсудить тезисы, сформулированные участниками группы «Самостоятельность школ»:

-   повышение качества работы школы может быть обеспечено переходом на механизм «эффективного срочного контракта»;

-   «эффективный контракт» поможет руководителю оптимизировать штатное расписание, последовательно регулировать  занятость педагогов необходимыми видами деятельности, учесть дополнительные виды деятельности (руководство кафедрой, организация валеологического контроля, наставничества) в объеме 30-35 % от общей нагрузки педагогов;

-   при таком подходе табелирование из расчета 36 часов и  тарификация в объеме 18 часов будут коррелировать;

-   переход на «эффективный контракт» следует подготовить – провести инвентаризацию финансовых ресурсов (пересчитать показатели ученико-часа, проверить объем и соотношение базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда, произвести оценку всех финансовых ресурсов), четко определить критерии и показатели качества в соответствии со спецификой школы.

Различные аспекты этой проблемы в своих выступлениях прокомментировали эксперты Александр Адамский, Роман Селюков и директор окружного методического центра Центрального округа (г. Москва) Марианна Лебедева. Среди рисков, прогнозируемых при переходе на «эффективный контракт», выступающие назвали следующие:

- недостаточный уровень профессионализма руководителей школ,

- сложности в разработке детальной спецификации того, что нужно оценивать в деятельности учителя,

- сложности в разработке инструментария оценки деятельности учителя,

- необходимость нормирования всех видов внеаудиторной деятельности учителя,

- необходимость изменения законов (в том числе Трудового кодекса).

Александр Адамский подчеркнул, что движение в сторону «эффективного контракта» и движение в сторону оклада – два противоположных подхода. «Эффективный контракт» поможет осуществить отход от учета часов, переход к учету функциональных обязанностей, – тогда вопрос о нагрузке перестанет существовать.

Марианна Лебедева привела пример из сферы, не связанной с образованием: когда мы приобретаем товары и услуги, мы фиксируем спрос через требования технические (как товар должен быть сделан) и функциональные (для чего предназначен товар). В ситуации оплаты труда учителя это может прочитываться так: что делает учитель (функциональные требования) в течение 36 расчетных часов и как учитель выполняет свою работу – на уроке и за рамками урока (технические требования).

Представленный Викторией Беляковой опыт гимназии № 32 г. Калининграда по заключению с работниками контрактов – основного и дополнительного – Александр Адамский охарактеризовал как грамотный и перспективный подход. Но предостерег: срочный контракт имеет смысл, только в случае, если будет разработана система контроля результатов на выходе, если ее не будет, то переход на срочный контракт качественно ничего не изменит.

Рассмотрение различных аспектов перехода на новые образовательные стандарты, развития системы поддержки талантливых детей, совершенствования учительского корпуса позволило участникам группы «Качество образования» сформулировать следующие положения:

-   существующие сегодня системы поддержки талантливых детей весьма условно отвечают новым требованиям стандарта и инициативы «Наша новая школа»,

-   школы только осваивают опыт организации обучения на основе индивидуальных образовательных маршрутов, нелинейного расписания – не только по содержанию, но и по организационным формам, когда, например, у ребенка есть возможность учиться в трех - пяти классах одновременно;

-   создание и последовательное соотнесение единой региональной базы данных талантливых детей и базы возможностей школ – чтобы помочь каждому таланту найти необходимые для развития условия;

-   перспективы совершенствования учительского корпуса могут быть очерчены такими направлениями, как развитие положительной мотивации учителей к процедуре аттестации (недопустимость доминирования финансовой мотивированности), формирование горизонтальной мобильности учителей (например, через использование годичного отпуска, предоставляемого после 10 лет работы в школе, для обучения, работы, стажировки в другом городе), привлечение в школу молодых специалистов и осуществление мер не только материальной поддержки (установление доплат, предоставление льготной ипотеки – реальный опыт в Калининградской области), но и профессиональной (организация наставничества, тьюторства).

Результаты работы группы представил Павел Телятник, заместитель директора МОУ СОШ поселка Луговое.

Александр Адамский обратил внимание аудитории на особую значимость проблемы мотивации учителя: при обсуждении большинства направлений модернизации возникает эта тема. Как повысить мотивацию учителя? Зарплатой не повысить: заработок и мотивация не лежат в одной плоскости. А чем повысить? Что сегодня является ведущим мотивом деятельности учителя?

Анна Лебедкина, заместитель директора МАОУ гимназии № 40 г. Калининграда, привела в качестве примера данные исследования, которые свидетельствуют о том, что учителя в качестве ведущих мотивов деятельности называют личностный рост учителя, возможность самореализации, сопричастность личностному росту ребенка; лишь затем следуют мотивы, связанные с финансовой заинтересованностью, возможностями карьерного роста.

Александр Адамский подчеркнул, что именно такие мотивы и предполагают новые стандарты. Но пока открытым остается вопрос о возможности измерения личностного роста, развития личностной составляющей образования.

Алексей Голубицкий, директор МБОУ СОШ «Школа Будущего» поселка Большое Исаково, привел высказывание о трех категориях учителей: одни хорошо работают, потому что получают зарплату, другие работают вне зависимости от изменения зарплаты, третьи работают так, что даже повышение зарплаты не повлияет на их работу. Динамику соотношения этих категорий учителей и можно рассматривать как показатель качества работы школы.

В основу сообщения группы «Образовательная среда», представленного Еленой Шараповой, педагогом-психологом МАОУ СОШ № 7 г. Калининграда, было положено рассмотрение вопросов сохранения и укрепления здоровья школьников и изменения школьной инфраструктуры.

С точки зрения участников группы, новые образовательные стандарты ориентируют на укрепление здоровья, причем главным здоровьесберегающим фактором становится многообразие форм организации урочной и внеурочной, учебной и неучебной деятельности. Практика разработки индивидуальных маршрутов обучения основана на признании ценности индивидуальности ученика. В большинстве школ есть все необходимое для индивидуализации обучения, используется нелинейное расписание. Но для многих школ остаются значимыми проблемы, связанные, к примеру, с нехваткой помещений.

Александр Адамский вступил в полемику: нелинейное расписание не требует дополнительных ресурсов, это те же люди, те же помещения, только комбинаторика позволяет создавать новые группы. Трудности возникают тогда, когда запускаются параллельно и нелинейное, и традиционное расписание, – тогда помещений и не хватает. Но это нарушение логики стандарта.

При рассмотрении нового стандарта основной школы вопросы о нелинейном расписании, об отходе от классно-урочной системы становятся принципиально значимыми. Смысл нелинейного расписания – преодолеть монотонность детской жизни, именно поэтому все вариативные формы занятий нельзя выносить на вторую половину дня. Ведущей формой организации учебного занятия (альтернативой не кружку, но уроку!), становится клубная форма, позволяющая и здоровье сохранить, и содержанием насытить деятельность детей.

Задача стандарта основной школы – найти адекватные вариативные формы (проект, клуб, путешествие, исследование) освоения учебного материала, реализации образовательной  программы.

Ключевой параметр, на который будут смотреть эксперты при оценке процесса перехода на новый стандарт в основной школе, – структура учебного дня ребенка, структура и организационное решение пространства социальных проб.

Алексей Воронцов, генеральный директор открытого института «Развивающее образование», предложил конкретные шаги, которые могут привести к изменению пространства учебной деятельности ученика основной школы:

1. 30% времени (1021 час в год) в учебном плане направить не на усиление основных предметов, а на вариативные курсы;

2. 600 часов из 1021 выделить на организацию социальной практики (образовательных сессий, образовательных модулей) и включить их в первую половину дня;

3. отказаться от пятибалльной шкалы оценивания.

Александр Адамский акцентировал внимание на том, что подобные принципы формирования образовательного ландшафта являются основой здоровьесбережения: сохранение и укрепление здоровья обеспечиваются атмосферой психологического комфорта.

Особенно важно и очень перспективно заниматься моделированием образовательного ландшафта в школах-новостройках, например, в новой школе № 56 г. Калининграда, в которой созданы удивительные условия.

Анна Лебедкина, аналитическая группа Калининградской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100