Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Группа 2. Самостоятельность школ. Координаторы: Р.В.Селюков, Н.М.Шадрина, А.У.Огоев




11 сентября 2012 года в Калининградской области в рамках окружного экспертно-аналитического семинара по теме повышения эффективности мониторинга и хода реализации направлений НОИ «Наша новая школа» состоялась работа проектной группы  «Самостоятельность школ». Координаторы группы – первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Роман Селюков, эксперт Наталья Шадрина и министр образования и науки Республики Северная Осетия – Алания Алан Огоев

В начале работы группы Роман Селюков поставил задачу перед аудиторией: поработать над темой эффективный контракт и с учителем и с директором школы, увидеть варианты наполнения его структуры или видоизменения. Актуальность темы продиктована тем, что назрела угроза со стороны инфляции: если смотреть с экспертно-экономической точки зрения, производительность труда в образовательной сфере не растёт так быстро, как заработная плата. Правительство принимает меры. В 2013 году у педагогов дошкольного образования должна вырасти заработная плата до средней зарплаты в экономике региона. Аналогичная ситуация с дополнительным образованием, до 2018 года - планомерное повышение зарплаты у педагогов профессионального образования и др., то есть будут продолжаться мощные ассигнования в этом направлении. Тем более, рост заработной платы в общеобразовательной школе должен вырасти до средней по экономике региона. В настоящее время расчёт заработной платы ведётся от оплаты часов учителя. Однако часы должны оплачиваться не только учебные.

Марианна Лебедева, директор Окружного методического центра Центрального округа г. Москвы, уточнила, что пришло время легализовать внеурочную деятельность. Для этого необходимо определить стоимость каждого вида деятельности и учесть качество выполнения работниками своих функций. Однако, как рассчитать норму труда учителя, каков коэффициент его трудового участия в итоговом результате? Что такое «Эффективный контракт», и каким образом он способен повысить эффективность расходов в школе? Будет ли он функционален в «Самостоятельной школе»? Этот ряд вопросов был поставлен участниками семинара и далее активно обсуждался в форме живого заинтересованного диалога.

«Эффективный контракт» определяется по принципу наличия в учреждении:

  • Системы оценки эффективности деятельности работников (внутри учреждения)
  • Системы оплаты труда работников в учреждении
  • Системы нормирования труда работников в учреждении
  • Уровня оплаты труда, который должен быть конкурентоспособен с другими сферами труда

Все показатели должны быть увязаны с государственным (муниципальным) заданием.

Марианна Лебедева привела пример с учётом деятельности психологов, в котором 18 часов - это контактная деятельность, и 18 часов – организационно-методическая деятельность, которую фиксировать очень сложно. Поступило предложение: «ученико-час» распределить на все виды деятельности учителя.

Виктория Белякова директор МАОУ Гимназия №32 города Калининграда озвучила опыт своего учреждения, в котором фонд заработной платы позволяет оптимизировать труд учителя, минимизировать риски отказа замещения отсутствующих учителей, в котором заложена вся внеурочная деятельность, то есть аудиторные и неаудиторные занятия. Работники подписывают типовой контракт и вкладыши, детализирующие его деятельность. Такая система расчёта заработной платы оснащена и системой коэффициентов. Ввести коэффициент для учёта качества – одно из предложений аудитории.

Участники группы подсчитали, что доля внеурочной работы учителя от общего объёма работы составляет около 35%. Поэтому модельная методика предполагает пересмотреть пропорции 70% - 30%, ввести коэффициенты или перевести в часы, оставить специальную часть и компенсационные выплаты.

Маргарита Короткевич, руководитель Службы по контролю и надзору в сфере образования Калининградской области, предложила внести изменение в типовое положение. Эффективный контракт должен быть срочным. Сегодня нормативная база не позволяет выйти на срочный контракт. Меняется ряд документов, связанных с нормированием и планами внеурочной и коррекционной деятельностью.

Заключению «эффективного контракта» будут препятствовать две причины:

  1. Действующее трудовое законодательство
  2. Профсоюзы

Галина Рудович, аналитическая группа Калининградской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100