11 сентября 2012 года в Калининградской области в рамках окружного экспертно-аналитического семинара
по теме повышения эффективности мониторинга и хода реализации направлений НОИ «Наша новая школа» с докладом «Развитие
самостоятельности школ как способ комплексной реализации проекта» выступила эксперт Института проблем образовательной
политики «Эврика» Наталья Шадрина.
Отсутствие самостоятельности школ – одна из проблем, которая часто звучала с уровня школ еще с 2005 года, отметила
Наталья Шадрина.Однако сегодня самостоятельность школ еще не имеет места быть. Большинство руководителей школ формально относятся
к муниципальным заданиям. По факту бюджетные школы от автономных мало отличаются. К тому же большинство школ в регионах Российской
Федерации казенного типа, отсюда складывается ситуация, в которой казначейство становится управляющим органом для всех школ.
Сейчас, когда можно перейти в статус самостоятельной школы, только 4,9% школ страны воспользовались такой возможностью.
Эксперты называют причиной нежелания переходить в статус самостоятельной школы невысокий уровень компетентности руководителей,
отсутствие кадров.
Существует несколько типов государственных и муниципальных учреждений: казенное учреждение, бюджетное и автономное. Казенное
учреждение участвует в бюджетном процессе. Бюджетное и автономное образовательное учреждение не участвуют в бюджетном процессе.
При этом автономные учреждения находятся в более выгодной позиции, чем бюджетные, т.к. у них имеется наблюдательный совет,
который в полной мере разделяет финансовую ответственность директора.
Кроме того, автономное учреждение может открыть счет в любой другой кредитной организации, а бюджетное учреждение только
в казначействе. Автономные учреждения могут выйти из структуры казначейства и совершать самостоятельные финансовые операции
и сделки с ценными бумагами.
Следующий тезис – государственно-общественное управление. Органы государственно-общественного управления созданы
во всех образовательных учреждениях: это управляющие, наблюдательные, попечительские советы. Но действует ли они? И могут
ли влиять на увеличение финансирования и устанавливать нормы, участвовать в оценке предоставленных услуг, рекомендовать образовательное
учреждение для дополнительного стимулирования? Без разделения полномочий не произойдет грамотного ГОУ.
При самостоятельном распоряжении бюджетом директор должен иметь представление о существующих нормативах, чтобы знать свой
бюджет и распоряжаться им самостоятельно.
Переход на ФГОС, по мнению эксперта, представляется сомнительным, если, например, образовательная программа учреждения,
составленная на основе примерной, ничем кроме характеристики образовательного учреждения от нее практически не отличается:
ни в одной рабочей программе нет других форм организации УВП, кроме урока, не прописана оценка качества, в сознании учителя
не отложено, что должно что-то меняться. Преодоление данного риска возможно, если учителя будут ясно представлять, в каких
других формах можно обучать детей, и будут свободно эти формы использовать.
Отсутствие самостоятельности школы не позволяет ей развиваться, не будет развития – школа не будет востребована потребителями.
А если школа не востребована, то она не получит задания, а следовательно, не будет школы. Главный посыл самостоятельности
– это наличие стратегии развития школы, и отсюда возрастание ответственности школы за результат.
Соб.инф.
|