Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Доклад  «Стратегия реализации направлений НОИ «ННШ» в 2013 году», научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» А.И.Адамский

 



11 сентября 2012 года в Калининградской области в рамках окружного экспертно-аналитического семинара по теме повышения эффективности мониторинга и хода реализации направлений НОИ «Наша новая школа» с докладом «Стратегия реализации направлений национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” в 2013 году» выступил научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.

Докладчик начал свое сообщение с тезиса о том, что в современном образовании взаимодействие среды и людей превращается в ключевую проблему. Еще недавно значительные усилия в образовании были направлены на то, чтобы сформировать среду: оборудовать кабинеты, купить компьютеры, современные дидактические средства. Сейчас среда уже развита настолько, что резко превышает возможности людей. Причем, чем мощнее среда, тем очевидней низкая способность учителей и управленцев превратить эту среду в содержание образования. Среда перестает быть системой технических средств обучения, а становится основным обучающим ресурсом.

Среда в школе развивает ребенка быстрей, чем за этим процессом успевает учитель. Это сложная проблема, которая вызывает неоднозначные решения. Какой инструмент важней сейчас для ребенка в первом классе – ручка или клавиатура? Зачем нужна интерактивная доска? Если мы собираемся на ней рисовать, то лучше использовать обычную доску. На интерактивной доске мы показываем то, что без нее продемонстрировать нельзя, мы выходим в Интернет, изучаем новости на сайтах (данные мониторинга показывают, что предельно малая часть учителей использует Интернет на уроках).

Следующий тезис, прозвучавший в рамках доклада: новые модели повышения квалификации педагогов призваны порождать новые смыслы в образовании, «выводить» учителей и образование в целом на новые задачи. Мониторинговые исследования показывают, что через ПК новые задачи у 80% учителей не появляются. «При переходе на новый федеральный стандарт само осмысление новых задач принципиально значимо, - подчеркнул эксперт. - Если в сознании учителя задачей основной школы останется “повышение успеваемости по предметам”, то мы проиграем при введении стандарта основной школы».

«Новые задачи пока в головах учителей не уложились, - отметил докладчик. - Добросовестный учитель не может понять, что семиклассник или восьмиклассник, яркий, способный в спорте или творчестве, может не успевать по учебным предметам».

Средства на повышение квалификации, по мнению Александра Адамского, должны направляться на те площадки, которые предложат путь вывода учителей на новые задачи, способы решения этих задач.

Еще один вопрос, который обсуждался в ходе доклада, касался необходимости выбора вариантов управленческого взаимодействия со школами. Первый вариант предполагает жесткий контроль всего, что происходит в школе, четкую регламентацию программ, использования кадровых ресурсов, учебного плана, расписания. Сейчас мы наблюдаем пик этого способа, с этим связано и торжество всех форм отчетности: перед службой пожарного надзора, санитарными службами, контрольно-ревизионными службами.

Второй путь: отказаться от этого контроля, но заменить его контролем на выходе. При таком сценарии школа получает финансирование и полную свободу деятельности – сама разрабатывает регламент расчета заработной платы, систему оценивания качества, процедуру аттестации учителей, распределяет средства так, как считаете нужным. Но на выходе предполагается контроль, жесткий и объективный.

Сейчас все больше аргументов в пользу второго пути. Но наблюдения в регионах показывают, что школы отказываются от самостоятельности, не идут в автономию, не хотят формировать штатное расписание, разрабатывать систему оплату труда.

Александр Адамский предложил обсудить в группах следующие вопросы:

- Какая институциональная модель современной школы максимально содействует ее развитию?

- Как осуществляется институционализация на основе предельной автономии школ, учителей и при этом  решаются проблемы контроля, системы оценки качества, связанной с выполнением финансовых обязательств?

Еще одна тема доклада - социализация учащихся в качестве образовательного результата. При этом, социализация понимается широко – как процесс, который происходит не только после окончания школы, но как процесс, происходящий с человеком в школе, во время учебы, всю жизнь.

Важен вопрос об инструментарии оценки уровня социализации. «Оценка уровня социализации – ключевой фактор оценки качества работы школы, - подчеркнул Александр Адамский. - Нам предстоит осуществить перевод акцента в оценке результативности школ с успеваемости и цифровых показателей на показатели социализации».

Создание условий для социализации в школе заключается в том, чтобы помочь ребенку найти тот вид деятельности, в котором он сам реализуется максимально. У каждого ребенка должна быть возможность стать лучше в каком-либо виде деятельности. В этом заключается идея стандарта основной школы. В обратном случае стандарт не будет выполнен. В современной школе принципиален уровень технологизации проб, так как требования детей к месту самореализации очень высоки. Единственно возможная для современной школы логика: проба – успех – социализация.

Анна Лебедкина, аналитическая группа Калининградской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100