Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация Александра Адамского 

Пленарное заседание




3 июля 2012 года в Улан-Удэ в рамках IV Байкальского образовательного форума «От модернизации образования к социальным эффектам» состоялось пленарное заседание, на котором были подведены итоги дня.

Иннокентий Егоров, и.о. Председателя Правительства РБ, обратился к участникам форума, указав, что стандарты нового поколения в полной мере определили приоритет индивидуализации процесса обучения, повышения  компетенций учителя. «Развитие интеллектуального капитала требует высокого качества образования, - сказал он. - Нам важно получить думающего выпускника. И ключевой вопрос здесь - компетентность учителя».

Матвей Гершевич, председатель Народного Хурала Республики Бурятия, отметил острую необходимость в подготовке качественных специалистов для развития экономики региона. По его словам, «подготовка специалистов сегодня – это не только задача ОУ, но прежде всего, это задача государства и бизнеса».

Алдар Дамдинов, Министр образования и науки Республики Бурятия, обратился к аудитории со следующими тезисами:

1.Необходимо развивать сферу дошкольного образования. «Для становления профессионализма во взрослом возрасте принципиально важную роль играет дошкольное детство и образование в этом возрасте, - подчеркнул он. - Ключевые компетентности закладываются именно в дошкольном возрасте».

2.Реализация ФГОС ставит проблему появления новой дидактики, смены позиции учителя, когда во главе интересов учителя стоит не его учебная нагрузка, а обеспечения  нового качество образования.

3.Инновационность образования определяет качество образования, выходящее на  социальные эффекты образования:

- консолидация общества вокруг проблемы детства, поиск новых субъектов, участвующих в реализации образовательных программ, участие родителей в программах социализации, т.е. мобилизация вне системного потенциала для решения образовательных проблем;

- экологическое социально-культурное влияние, сохранение физического и духовного здоровья детей;

- результат образования в формате способности учащимися  ставить и решать общие и личные, социально значимые цели и задачи.

4. Необходима интеграция науки, образования и бизнеса для перехода экономики региона на инновационные рельсы.

5. Переориентация системы ПК. «Сегодня, у педагогов нет мотивации инвестировать в себя, они по-прежнему пытаются заработать, увеличивая нагрузку, а не улучшая качество труда, - отметил он. – Важно также признать, что студенты педагогических вузов, которые не попробовали себя в педагогической деятельности за время обучения, не смогут реализовывать новую деятельность в школах. На практике, мы видим воспроизведение старых образцов».

6. Сквозные результаты образования должны обеспечивать социализацию учащимся. Необходима отработка технологий взаимодействия школы с общественными заказчиками для проявления нового понимания качества образования.

Игорь Реморенко, заместитель министра образования и науки РФ, обратился к участникам БОФ с тезисом о том, что «вложения в систему образования не должны закончиться только изменениями в инфраструктуре, должны произойти изменения в гражданском обществе».

Любовь Глебова, руководитель Федеральной службы по контролю и надзору в сфере образования и науки, отметила, что требования к качеству образования повышаются большими темпами. Вопрос качества образования сегодня напрямую связывают со всеми социально-экономическими вопросами нашей жизни. «Важная задача: установить связь результатов образования с пониманием того, какой школа должна быть сейчас, - отметила она. - Ведь от условий жизни в школе, от учителей, от системы управления и зависит результат образования ученика».

Развитие всех организационных систем  в сфере образования, по мнению Любови Глебовой, зависит от системы оценки качества образования. Она отметила, что «ЕГЭ дает нам не полную, а только предметную оценку достижений ученика». Существующая система оценивания знаний не дает представления обо всем, что получает ученик в системе образования. Социальные компетенции и другие образовательные результаты выпускника требуют новых инструментов оценки.

Наталья Золотарева, директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки РФ, считает, что необходимо обеспечить развитие региональных систем профессионального образования для минимизации кадрового дисбаланса на рынке труда в масштабах территориально-профессиональных кластеров. В системе непрерывного профессионального   образования должно быть задействовано не только государство, но и негосударственные структуры.

Александр Адамский, научный руководитель Института «Эврика», предложил к обсуждению три ключевых принципа образовательной политики:

1. Индивидуализация, как раскрытие индивидуальных способностей каждого, для максимальной пользы обществу. «Задача учителя – обнаружение индивидуальных потребностей ученика и построение на их основе индивидуальной образовательной траектории», - отметил эксперт;

2.Многообразие. Развитие многообразия при обеспечении универсальности и рамочной стандартизации. Многообразие в системе образования может раскрыть индивидуальный потенциал каждого;

3.Самостоятельность действий образовательных учреждений, директора, учителя, ученика. Модернизация возможна только на основании самостоятельности школ.

Интегральное направление действий проявляется в изменении общественного представления о качестве образования.

По мнению Александра Адамского, на сегодня, существует объективный конфликт между экспертным представлением (которое устремлено на будущее) и общественным представлением (которое, чаще всего, связано с прошлым) о качестве образования. Таким образом, задача управленцев, экспертного, педагогического сообществ – развитие представлений общества о качестве образования.

Касаясь вопроса развития финансово-экономических механизмов, эксперт отметил, что одна из основных проблем связана с формированием Г(М)З. «Муниципальное задание должно быть рассчитано таким образом, чтобы его объем обеспечивал создание условий, необходимых для достижения результатов стандарта», - сказал он.

Петр Положевец, редактор «Учительской газеты», привел слова Луначарского о том, что учитель должен учиться, так же как и другие представители системы образования: управленцы и политики. Он отметил также, что социальные эффекты от образовательной модернизации отсрочены во времени.

В заключение пленарного заседания были намечены векторы обсуждения следующих вопросов:

1.Роль муниципального уровня в модернизации системы образования. «Анализируя процессы, происходящие в регионах, можно отметить, что уровень муниципалитетов зачастую становится излишен для целей модернизации, - отметил Александр Адамский. - В этой связи необходимо проанализировать опыт некоторых регионов по огосударствлению школ, когда учредителем ОУ становится не муниципалитет, а регион».

2.Создание электронной среды в школах. «У нас есть иллюзия, что мы построили электронную среду в школах, - сказал эксперт. - Но это шаг на вырост. Сегодня школьники зачастую опережают учителей в этой компетентности».

Аналитическая группа Республики Бурятия





система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100