Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> IV Всероссийский Байкальский образовательный форум> Секция 2. Сквозные результаты и социально-экономические эффекты образования
Презентация Алексея Воронцова 
Презентация Ирины Грязновой 
Презентация Владимира Матханова 
Презантация Галины Фомицкой 
Презентация Ольги Шиян 

Секция 2. Сквозные результаты и социально-экономические эффекты образования как фактор, определяющий качество жизни

 



3 июля 2012 года в Улан-Удэ в рамках IV Байкальского образовательного форума «От модернизации образования к социальным эффектам» начала работу секция «Сквозные результаты и социально-экономические эффекты образования как фактор определяющий качество жизни».

Открыл работу секции Алексей Воронцов, директор НОУ «Открытый институт Развивающее образование», эксперт Института «Эврика», представив к обсуждению вопрос формата описания сквозных образовательных результатов.

Владимир Матханов, заместитель Председателя Правительства РБ по социальному развитию, представил доклад «Комплексная оценка эффективности системы образования (КОЭРСО) Бурятии как ресурс развития региона». Докладчиком отмечено, что проект КОЭРСО – это автоматизированная система с более чем 50 тысячами интегральных показателей, позволяющая получить высокую объективность и обоснованные выводы относительно качества образования в республике, проект позволяет судить и делать выводы о качестве жизни в обществе в целом. Интегральный показатель «Ценность человеческого капитала» является, по мнению докладчика, одним из основных: «Чем выше уровень образования, тем выше качество жизни». 

В своем докладе Алексей Воронцов отметил, что Институтом проблем образовательной политики «Эврика» сделана попытка на теоретической базе  выстроить систему результатов образования в их эволюции (сквозные результаты), чтобы результаты имели уровневый характер и были операциональными. Сущность этой попытки – оказать помощь образовательному учреждению, школе увидеть, появляются ли эти результаты. «Говоря о результатах образования, надо договориться о сущности и функциях базовых процессов образования на самых разных его этапах», - сказал Алексей Воронцов. Тремя базовыми аспектами оценки сквозных образовательных результатов, по мнению докладчика, являются:

1. Самостоятельность как поиск, построение опор своего движения;

2. Инициатива как вызов и преодоление границ или поля своего движения;

3. Ответственность как принятое решение самого человека о моменте предъявления другому результатов своей работы.

По мнению докладчика, внедрение ФГОС в начальной школе прошло для общества незаметно; в школах, по сути, тоже мало что поменялось. Передача контрольно-оценочных функций от взрослого к ребенку - одна из современных проблем. Если учитель не отдает в определенных границах и в связи с определенными этапами средства и основания контроля и оценки, никакого учения не будет. Будет его имитация. Ответственность – это, прежде всего, принятие ответственного решения. Ребенок не несет ответственности за свои действия, потому что контролирует его учитель, учитель не несет ответственности, потому что его контролирует завуч, завуч не несет ответственности, потому что его контролирует директор и т.д. «Если не передать контрольные функции ребенку, учителю, директору - каждому в своей деятельности, - то никакой ответственности, самостоятельности, инициативы не появится, - подчеркнул докладчик. - Следовательно, новый стандарт останется декларацией».

Галина Фомицкая, заведующая кафедрой педагогики Бурятского государственного университета, в своем докладе «Модель профессиональных стандартов педагогической деятельности» сказала, что успешная реализация национальной инициативы «Наша новая школа» в первую очередь зависит от учителя. Сегодня 89,4 % педагогов имеют соответствующее образование, однако по результатам мониторинга «поступаемости» выпускников наблюдается отрицательная динамика. В педвузы абитуриенты идут  неохотно. По мнению Галины Фомицкой, воспроизводство кадрового обеспечения – очень актуальный на сегодня вопрос; теоретическая и практическая подготовка педагога «оставляет желать лучшего». Выход видится в реализации компетентностного подхода в процессе профессионального педагогического образования, поэтому в Бурятском госуниверситете реализуется проект «Разработка Стандарта педагогической деятельности». Значительные результаты разработки проекта докладчиком видятся в повышении качества образования, в изменении статуса учителя, в появлении новой системы воспроизводства кадров.

Ирина Грязнова, заместитель министра образования Республики Хакасия, представила проект сохранения и строительства малокомплектных школ «Учительский дом». «Учительский дом» - здание с классом для 20 учащихся, спортзалом, компьютерным классом, столовой, санузлом и квартирой для педагога. Все это располагается под одной крышей. «Учительский дом – это центр образования для малого села», отметила докладчик, сказав также, что инфраструктура сети сельских малокомплектных школ требует постоянного обновления. Проект будет развиваться, учительские дома будут появляться в тех селах, прежде всего, где есть положительная динамика рождаемости.

Ольга Шиян, эксперт Института «Эврика», в своем сообщении отметила, что проблема внедрения ФГОС связана с отсутствием новой дидактики. Но главной проблемой, по словам Ольги Шиян, является не столько отсутствие новой дидактики, сколько отсутствие понимания этого: у педагога нет знания о своем незнании, нет мотивации инвестировать в себя, в свое образование. Важным является и то, что нет веера возможности повышения квалификации. «Как студенты педвуза без опыта учебной деятельности должны формировать учебную деятельность у детей? На практике получается, что воспроизводятся старые образцы. Дети с низшими результатами ЕГЭ оказываются в педвузе. Замкнутый круг: педвуз-школа-педвуз», - отметила Ольга Шиян и обозначила возможные направления развития.

Векторы изменений:

1) изменение содержания профессионального образования - студент должен получить опыт учебной деятельности;

2) изменение содержания и системы оценки профессиональной компетнтности педагогов: оценка компетентностей.

Разворачивая логику размышления, докладчик задала провокационные вопросы: Нужны ли педвузы? Нужны ли квалификационные испытания для получения лицензии на педдеятельность? Ольга Шиян убеждена, что повышение квалификации должно «уйти в практику». Стажировочная площадка, коучинг, перераспределение средств в системе повышения квалификации – это то, что может спасти систему образования. 

Евгения Бадмаева,

аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100