Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> IV Всероссийский Байкальский образовательный форум> Секция 1. Модернизация финансово-экономических механизмов как условие нового качества образования
Презентация Александра Адамского 
Презентация Виктора Басюка 
Презентация Натальи Астафьевой 
Презентация Евгения Сильянова 
Презентация Галины Дроздовой 

Секция 1. Модернизация финансово-экономических механизмов как условие нового качества образования

 



3 июля 2012 года в Улан-Удэ в рамках IV Байкальского образовательного форума «От модернизации образования к социальным эффектам» начала работу секция «Модернизация финансово-экономических механизмов как условие нового качества образования».

Обсуждение на секции проходило по следующим направлениям развития системы образования: развитие финансово-экономических механизмов в сфере образования; развитие системы оценки качества образования; реализация ФГОС; информатизация образования.

1. Развитие финансово-экономических механизмов.

Александр Адамский, научный руководитель Института «Эврика» отметил, что социально-политический характер споров вокруг образования, вызван тем, что модернизация образования приобрела институциональный характер. Появляются новые нормы, правила, (по аттестации учителей, по оценке детских результатов, по системе оплаты труда педагогов и другие), которые обеспечивают стандартизацию процессов модернизации. По мнению эксперта, необходимо стандартизировать, задать минимальные социальные условия, которым будут соответствовать 100% школ. Ориентиром для формирования требуемого уровня условий в ОУ может послужить новый регламент закупок.

Разбалансировка системы, вызванная увеличением финансовой поддержки и неравномерным распределением финансовых средств между центром и  регионами, требует необходимости координировать усилия на уровнях: федеральный центр, регион и  муниципалитет. Решением может стать учредительство ОУ на уровне региона. Кадровый уровень муниципальных финансово-экономических служб недостаточен: на уровне муниципалитетов требуется умение работать в проектной, а не сметной схеме. Отсутствие муниципальных нормативов вызывает задержку процессов модернизации.

Виктор Басюк, министр образования Иркутской области, рассказал о методике расчета финансирования школы, которая определена региональным нормативом на реализацию  разных типов и  видов программ на одного ребенка. Указанная методика позволила  нормативно закрепить  ключевые соотношения (учитель-ученик, педагоги - прочий персонал ОУ) поправочные коэффициенты для малокомплектных школ, зафиксировать связи среднемесячной  заработной платы учителя со  средней заработной платой по экономике региона.

Евгений Сильянов, председатель Комитета образования Еврейской АО, отметил специфику области –  48%  образовательных учреждений региона имею статус казенных со сметных финансированием. Он подчеркнул необходимость расширить количество школ,  имеющих статус автономных и новых бюджетных. «Сегодня мы взращиваем образовательные  инициативы по организации услуг, не специфичных для сферы образования, - сказал он. - Используется возможность привлечения средств за счет оказания  услуг не образовательных: библиотечное обслуживание, экскурсионное обслуживание,  медицинское обслуживание населения в соответствии с  региональными нормативами, работа с детьми и взрослыми  с ОВЗ». Основные результаты: оценка ресурсов школы для обеспечения услуги, формирование финансово-экономических  оснований стоимости услуги, нормативно-правовое оформление; предоставление государственных услуг для муниципальных учреждений дает возможность перераспределения финансирования в пользу школ.

«Ключевые позиции стратегической и бюджетной политики развития образования в регионе рассматриваются в зависимости от бюджетной политики и административной реформы», - сказала Наталья Астафьева, начальник управления образования и науки Тамбовской области. Управление  системой образования осуществляются  в зависимости от обеспечения целей перехода на ФГОС, развития системы  дистанционного образования, изменения школьной инфраструктуры, при фиксации определенных показателей по направлениям, планируемых результатов и  механизмов реализации.  Логика сопряжения политики, финансов и результатов требует выхода на нормативный метод финансирования, изменения сети школ, средней наполняемости классов, включение механизмов аутсорсинга, изменение структуры персонала, роста новых элементов (предшкольное образование, дополнительное образование на базе школ). Здесь мы фиксируем динамику  снижения неэффективных расходов до оптимального минимума. Финансовое обеспечение на предоставление общего образования предаются с регионального уровня на муниципальный,  на основе соглашения как инструмента управления ресурсами: требования доведения средств до каждого ОУ, механизмов расходования по отдельным направлениям, возможность создания ресурсного резерва.  На этом основании осуществляется конструирование и расчет нормативной потребности по отдельным направлениям: учебное оборудование, школьные столовые и пр.

Г(М)З не разложено по услугам (образовательные, социальные, по развитию имущественного комплекса), не нормировано, не увязано с результативностью. Необходимо включить  финансовые показатели и отражать показатели качества.

Любовь Глебова, руководитель Федеральной службы по контролю и надзору в сфере образования и науки, отметила что соглашение между регионом и  муниципалитетом и методика формирования  Г(М)З – это два механизма реализации стратегической политики. Она задала несколько вопросов докладчику: «Насколько охотно идут муниципалитеты на заключение соглашений и чем можно их мотивировать на  заключение таких соглашений? И насколько наличие методики Минфина по  формированию Г(М)З может влиять на реальные процессы?»

По словам Натальи Астафьевой, инициатива заключения соглашений идет сверху, при заключении соглашений часть средств аккумулируется  на стимулирование ОУ  (не более 5%),  возможно получение дополнительных средств из бюджета региона в рамках соглашения. Данный показатель включен в рейтингование муниципалитетов.

Галина Дроздова, руководитель Управления правового и кадрового обеспечения Министерство образования и науки Самарской области представила опыт формирования, эффекты реализации  и перспективы развития государственной модели управления на основе образовательных округов.   Результаты: образовано 13 образовательных округов, что позволило снизить расходы на обеспечение органов управления на муниципальном уровне, за счет их сокращения,  оптимизировать сеть учреждений профессионального образования, сформировать информационную систему управления. Механизмы реализации: созданы муниципальные учреждения – балансодержатели, переход МОУ в государственные бюджетные учреждения (созданы 435 ГБОУ), соглашение между Министерством образования области и муниципалитетами. 

2. Развитие СОКО

«Тема качества сегодня  интересует всех и в первую очередь тех, кто строит на этом понятии свои стратегии управления», - подчеркнула Любовь Глебова. Здесь можно зафиксировать два направления: развитие аттестационных процедур в разных формах и  результаты оценивания в рамках развития управленческих моделей, организационных форм. В модернизационных формах множество форм и путей (новые организационно-правовые нормы, финансово-экономические механизмы, ФГОС), позволяющих получить комплексные результаты, задающие рамки для результатов.

Связь между ФГОС, механизмами управления внутри школы, комплексом подготовки и переподготовки учительского корпуса, НСОТ, определяет важность и значимость  хорошо построенной СОКО,  позволяющей формировать государственное (муниципальное) задание, стимулировать работу учителя. Такой подход, определяющий связи и комплексность этих позиций открывает дискуссионную площадку о СОКО.

«Новые финансово-экономические механизмы определяют и определяются новым  представлением о качестве образования, - сказал Александр Адамский. - Основное условие – наличие проработанной системы оценки качества образования, которая должна стать основой расчета норматива в государственном задании, аттестации учителей, оценки результатов образовательного учреждения».

3. Реализация ФГОС

«Опыт реализации государственного (муниципального) задания  не дал должного уровня качества, - отметил Александр Адамский. - Сегодня нет связи между объемом задания и созданием необходимых условий и достижения результата в условиях  внедрением стандартов нового поколения».

Расчет подушевого норматива должен быть связан с теми условиями, которые требует достижение результатов в соответствии с  ФГОС, либо возвращаемся на сметное финансирование. Уровень существующего норматива, скорости Интернета не позволяет осуществить информационную среду, важного условия реализации стандарта. Ресурсное обеспечение государственного задания строго соответствовать требованиям ФГОС.

4. Информатизация образования

«На сегодня мы фиксируем дублирование электронных форматов бумажными форматами, - рассказал Александр Адамский. - Все достижения ребенка должны фиксироваться в электронной среде во время  учебных занятий». Здесь встает вопрос об  уровень электронной грамотности учителя  – вопрос качества образования. Руководитель ОУ приобретает электронную ответственность: электронный паспорт как хранилище базы данных, электронная подпись как гарант достоверности этих данных.

Введение электронной формы ЕГЭ требует электронизации всего процесса обучения на протяжении  11 лет.

 Эржени Будаева,

аналитическая группа Республики Бурятия


 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100