Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к выступлению Владлена Игнатовича 

Лекция «Социальный и личностный заказ: возможности согласования образовательных потребностей», В.К. Игнатович 




28 июня в рамках  семинара по реализации программы повышения квалификации  «Проектирование и реализация системы оценки качества образования в условиях введения ФГОС ступеней общего образования» прошла лекция  федерального эксперта ИПОП «Эврика» Владлена Игнатовича «Социальный и личностный заказ: возможности согласования образовательных потребностей».

Лекция началась с постановки проблем: Почему мы считаем, что социальный и личностный заказ находятся в конфронтации? Как достичь согласования интересов при наличии противоречий в позициях  разных органов власти в оценке качества?
Был проанализирован процесс модернизации российского образования в разрезе вопроса: почему не состоялся долгожданный и прогнозируемый прорыв в развитии школьной системы? Причина указана в том, что  деятельность школы осуществляется не по целям, а по норме - «так положено», что и вызывает конфронтацию при оценке качества образования  интересов ребенка, других субъектов заказа и интересов контролирующих органов.

Школа рассмотрена в двух форматах: школа как подведомственное учреждение, живущее по спущенной сверху норме и школа как содружество единомышленников, формирующих инновационную среду и организацию.
Какую школу мы видим сегодня в реальности? Противоречие не разрешается теоретически в пользу одной из сторон: «Общество» - там есть норма N1   или «Ведомство» – c нормой N2. Если эта стена между «Обществом» и «Ведомством» превратиться в пропасть, оценивать будет нечего. Должны появиться другие нормы в «Обществе», носителем которых являются творческие учителя: интуитивные требования к качеству образования.
Нормы «Ведомственные» существуют для удобства контроля и надзора,  здесь существует необходимость выхода на новое нормативное поле. Появление нормы N3– компромисса, отражающей интересы общества и соответствующей нормам ведомственным. Общественный управляющий стоит у истоков появления нормы N 3 – в этом и проявляется миссия общественного управления.

Образовательные потребности существуют не сами по себе, а как производные от их жизненных целей. Здесь появляется вопрос: Могут ли субъекты образовательной политики: учащиеся, родители, учителя, управленцы, работодатели, органы   и пр., сформулировать свои потребности?

 Во главе угла стоят интересы ребенка, интересы других субъектов – опосредованно предъявляются в внутри интересов ребенка. Заказ этих субъектов оформляется в виде способностей и характеристик ребенка. Заказ должен ориентироваться на перспективные тенденции, внутри которых заказ и оформляется.

  • Тенденция первая: усиление многообразия мира, ребенок должен научиться жить в условиях отсутствия единой нормы, единой морали, жить в мультикультурном вариативном мире на основе самоограничения.
  • Тенденция вторая: возрастание неопределенности. Будущее неопределенно. Результат  образования – уметь жить и эффективно действовать в условиях неопределенности, принимать обоснованные решения.
  • Тенденция третья: возрастание роли «человеческого капитала». Ребенок – это то, что мы сами  в него заложили. Человек – это не то, что есть, а то, чем он может стать.

Лекция завершилась тезисом: образовательная программа школы - документ, вбирающий в себя результаты общественного договора по вопросу что мы ожидаем от обучения?
Функцией общественного управления становится привлечение внешних ресурсов: практики производства, сетевые общества, внешние специалисты, проектирующие и экспертирующие образовательный процесс – это путь к качеству образования.

 

 

                                                      Эржени Будаева, аналитическая группа Республики Бурятия









 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100