27 июня 2012 г. в рамках работы семинара " Проектирование и реализация системы оценки качества образования
в условиях введения ФГОС ступеней общего образования" проходит лекция Владлена Игнатовича, эксперта ИПОП "Эврика".
Ключевая тема - инструментарий оценки качества образования на региональном и школьном уровнях.
Что мы имеем ввиду, говоря о качестве образования, - отмечает Владлен Игнатович.- на каких внешних основаниях строится
эта оценка, и кто и как оценивает качество образования? При попытке ответить на эти вопросы возникает следующий закономерный
вопрос: а что такое качество? В философии качество трактуется как идентичность объекта самому себе. Но для философа качество
не может быть хорошим или плохим. Отсюда вопрос: является ли образованием то, что получают дети в школе? Можно подойти к определению
качества как соответствия продукта норме. Значит, по методологии оценки должен быть эталон, запечатлевающий в себе норму,
мера соответствия продукта этому эталону (шкала), способ сравнения (определение места на шкале). Но при этом появляется веер
вопросов: где взять этот эталон, что конкретно считать эталоном, какой должна быть школа, в которую мы придем и т.д. Казалось
бы, есть три методологических пункта, по которым возможна будет оценка образовательного учреждения. Но тут возникает главный
риск: практически все образцы, которым нужно соответствовать, со временем устаревают. А в сфере образования, которая очень
динамична, такая методология будет непродуктивной и в какой-то мере сдерживающей развитие.
Если же определить качество как соответствие образовательным потребностям, то как выяснить,
чьи это потребности, каким образом эти потребности проявляются, откуда эти потребности берутся и т.п.? Если образование –
это востребованный продукт, то кто является заказчиком, адресатом? Ведь субъектов множество, и у каждого свои образовательные
потребности. Инструментом оценки качества является экспертиза: во-первых, экспертиза образовательной программы (чему, как
и посредством чего предполагается учить ребенка?), во-вторых, экспертиза результатов (какие задачи может самостоятельно
решать ребенок во взаимодействии с другими людьми?) и, наконец, экспертиза условий (чем обеспечено достижение этих результатов?).
Главная идея, возникающая при попытках ответить на все эти вопросы, - то, что нужно выходить на характеристики, вбирающие
в себя разные потребности, но при этом выстраиваемые в некие системы.
Оюна Убодоева, аналитическая группа Республики Бурятия
|