Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к выступлению Владлена Игнатовича 

Лекция «Инструментарий оценки качества образования на региональном и школьном уровнях: основные требования и основы проектирования», В.К. Игнатович




27 июня 2012 г. в рамках работы семинара " Проектирование и реализация системы оценки качества образования в условиях введения ФГОС ступеней общего образования" проходит лекция Владлена Игнатовича, эксперта ИПОП "Эврика". Ключевая тема - инструментарий оценки качества образования на региональном и школьном уровнях. 

Что мы имеем ввиду, говоря о качестве образования, - отмечает Владлен Игнатович.- на каких внешних основаниях строится эта оценка, и кто и как оценивает качество образования? При попытке ответить на эти вопросы возникает следующий закономерный вопрос: а что такое качество? В философии качество трактуется как идентичность объекта самому себе. Но для философа качество не может быть хорошим или плохим. Отсюда вопрос: является ли образованием то, что получают дети в школе? Можно подойти к определению качества как соответствия продукта норме. Значит, по  методологии оценки должен быть эталон, запечатлевающий в себе норму, мера соответствия продукта этому эталону (шкала), способ сравнения (определение места на шкале). Но при этом появляется веер вопросов: где взять этот эталон, что конкретно считать эталоном, какой должна быть школа, в которую мы придем и т.д. Казалось бы, есть три методологических пункта, по которым возможна будет оценка образовательного учреждения. Но тут возникает главный риск: практически все образцы, которым нужно соответствовать, со временем устаревают. А в сфере образования, которая очень динамична, такая методология будет непродуктивной и в какой-то мере сдерживающей развитие.

 

Если же определить качество как соответствие образовательным потребностям, то как выяснить, чьи это потребности, каким образом эти потребности проявляются, откуда эти потребности берутся и т.п.? Если образование – это востребованный продукт, то кто является заказчиком, адресатом? Ведь субъектов множество, и у каждого свои образовательные потребности. Инструментом оценки качества является экспертиза: во-первых, экспертиза образовательной программы (чему, как и посредством чего предполагается учить ребенка?), во-вторых, экспертиза результатов (какие задачи   может самостоятельно решать ребенок во взаимодействии с другими людьми?) и, наконец, экспертиза условий (чем обеспечено достижение этих результатов?). Главная идея, возникающая при попытках ответить на все эти вопросы, - то, что нужно выходить на характеристики, вбирающие в себя разные потребности, но при этом выстраиваемые в некие системы.
 
 
Оюна Убодоева, аналитическая группа Республики Бурятия
 

 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100