27 июня 2012 г. работа семинара по реализации программы повышения квалификации "Проектирование и реализация
системы оценки качества образования в условиях введения ФГОС ступеней общего образования" продолжена выступлением эксперта
ИПОП "Эврика" Надежды Мухи. Ключевая тема выступления - деятельность педагогических коллективов школ, обеспечивающая
введение ФГОС. Проблематика обсуждения касается совместимости новых требований, прописанных в ФГОС, и существующих педагогических
методик.
Выступление началось с постановки цели обсуждения – определить какого рода технологии, управленческие модели внедрения
этих технологий будут необходимы для реализации ФГОС.
Экспертом поставлены вопросы: в чем ресурс разных образовательных систем для реализации ФГОС? В чем ресурс разных
систем друг для друга (школа М. Монтессори, Вальдорфской педагогики, система развивающего обучения). Смыслом и целью внесения
изменений в образовательные системы будет формирование сквозных образовательных результатов (характеристики субъекта) и формирование
субъекта образовательной деятельности.
Были даны характеристики основных элементов разных педагогических систем с целью корреляции со стандартами нового поколения
и оценки потенциала данных систем для взаимного обогащения и взаимопроникновения отдельных элементов. К примеру, в педагогике
М. Монтессори это могут быть такие элементы как выбор форм и предметности самостоятельного учения в среде, проектные
компетентности, рефлексия индивидуального учебного стиля, в Вальдорфской педагогике - предметные и межпредметные погружения
по эпохам (например, осень – эпоха урожая), в свободной системе по идеям Л.Н. Толстого: работа с детским интересом и
вопросом, обустройство переходов между учебной и игровой деятельностью, индивидуальные образовательные продукты.
ФГОС инициирует проявление таких содержательных изменений в основной школе как проекты, полевые исследования, метапредметные
и межпредметные погружения, тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы.
Экспертом определена ключевая проблема перехода к ФГОС - преодоление традиций и привычек. Все типы связей, институциональных
инструментов в традиционной системе завязаны на уроке – как на основной форме образовательной деятельности.
ФГОС предлагает формирование иной образовательной среды, которая определяет и учебные периоды, и учебное пространство,
и расписание, и УМК, УДМ, ООП, оплату труда и пр.
Как в содержание образования ребенка могут войти вещи, которые для ребенка действиетльно нужны? Как должно быть организовано
повышение квалификации учителей с учетом требований ФГОС? Какими инструментами должна производится оценка качества образования?
Ответы на эти вопросы сегодня являются ключевыми проектными задачами.
Эржени Будаева,
аналитическая группа Республики Бурятия
|