30 мая 2012 года в Якутске в рамках семинара «Общественное обсуждение результатов апробации электронной среды
для подготовки самоподготовки представителей школьных органов, осуществляющих общественно-государственное управление
образованием, по вопросам оценки качества образования в рамках введения новых ФГОС» с лекцией «Социальный
и личностный заказ: возможности согласования образовательных потребностей» выступила Надежда Муха, эксперт АНО
ИПОП «Эврика».
Социальный заказ могут формулировать разные субъекты: родители, будущие работодатели, другие представители социально активного
населения страны. Надежда Муха в своем выступлении рассматривала родительскую общественность в качестве основного субъекта
социального заказа школе.
Для того чтобы формировать родительский заказ, необходимо понять:
- на что в деятельности школы родители, дети и общественность могут реально влиять?
- что может стать объектом приложения родительской и детской инициативы?
По словам эксперта, начать согласование потребностей следует с определения предмета согласования. В школе должны существовать
«пустые места», о которых педагогическое сообщество может договариваться с родителями. Участники семинара, отвечая
на вопрос: на что могут влиять дети и родители – сообщили, что родители могут вносить предложения по организации внеклассной
деятельности. Надежда Муха отметила, что в школе очень мало пространств, которые предоставляют свободу, почти все школьные
пространства определены и заполнены. Учитывать потребность родителей возможно только, если школа может предоставить им свободу.
Свобода не должна распространяться на все, она может предоставляться в определенных школой пространствах.
Надежда Муха обратилась к слушателям с вопросом: что вам запомнилось из школьного периода обучения? Основное содержание
ответов было связано с внеклассной, внеучебной деятельностью: походы на природу; как разучивали песни на уроках английского
языка; уроки географии, на которых рассказывали об Африке и др.
«Вам вспоминаются не школьные вещи, а уникальный опыт – комментирует эксперт, - что такое походы, лагеря –
это опыт, пробы себя в новой ситуации. В отличие от того, чтобы вычислить корень из 2 – это ничего не дает личностному
опыту». Школа должна предлагать ученику пройти собственный индивидуальный путь: попробовать разные статусы, приобрести
опыт, какие-то знания, которые потом можно было бы использовать.
«Как мы видим, после школьного обучения в памяти остается внеурочная деятельность, в связи с этим следует ли вычеркнуть
предметное обучение или здесь речь идет о разнообразии заказов от родителей» - уточнила Мария Миркес.
По мнению лектора, данный вопрос предстоит решать в будущем, он связан с тем, насколько школа готова выбирать свои приоритеты.
Елена Воробьева
|