30 мая 2012 года в Якутске в рамках семинара «Общественное обсуждение результатов апробации электронной среды
для подготовки самоподготовки представителей школьных органов, осуществляющих общественно-государственное управление
образованием, по вопросам оценки качества образования в рамках введения новых ФГОС» с лекцией «Менеджмент
качества: опыт смежных сфер» выступила Мария Миркес, эксперт АНО ИПОП «Эврика».
Лектором раскрывалась внешняя по отношению к школе позиция: социальный заказ школе со стороны предприятий, будущих работодателей.
После обучения дети становятся специалистами и устраиваются на работу. Работодатели тоже заинтересованы в высоком качестве
образования, поэтому они готовы к выстраиванию партнерских отношений со школой.
Мария Миркес отметила, что школа может использовать управленческий опыт, накопленный предприятиями: к школе можно применять
методы, применяемые к управлению предприятиями. Экспертом были описаны два возможных подхода к управлению качеством в бизнес-корпорациях.
Первый подход: нормирование. В качестве примера, Мария Миркес описала опыт работы Сбербанка с клиентами. Сбербанк организовал
он-лайн обсуждение актуальных для клиентов вопросов для того, чтобы принимать решения, основанные на пожеланиях клиентов.
Эксперт подчеркнула, что клиенты стали ресурсом развития банка: в он-лайн обсуждении приняло участие несколько тысяч человек.
Второй подход: выстраивание отношений по поводу результата. Регулярное содержательное обсуждение с участием заинтересованных
сторон, которое приводит к пониманию друг друга, получению обратной связи. В бизнес среде проводятся фокус-группы клиентов,
опрос клиентов, краудсорсинг.
Возможные аналоги в образовании – дискуссионные площадки, на которых возможно обсуждение претензий родителей (школьника)
к педагогу; претензий педагогов пятых классов к начальной ступени школы; стратегических проектов школы как части региона.
В заключение лекции была развернута дискуссия. Экспертами были озвучены две позиции: школа должна ориентироваться на запрос
родителей (Надежда Муха), школа должна действовать в соответствии с запросом работодателей (Мария Миркес). Большинство участников,
озвучивших свою позицию, выбрали родителей в качестве основных заказчиков системе образования.
Николай Бугаев отметил, что в данную полемику могут вступать крупные населенные пункты, т.к. в маленьких селах школы должны
ориентироваться на работодателя, т.к. это единственная возможность там найти работу. Кроме того, в ближайшее время планируется
увеличение рабочих мест, но школы это «не слышат».
Анастасия Белолуцкая: необходимо создать переговорную площадку для школы, управления образованием
и предприятием.
Елена Воробьева
|