29 мая 2012 года в рамках семинара «Общественное обсуждение результатов апробации электронной среды для подготовки
самоподготовки представителей школьных органов, осуществляющих общественно-государственное управление образованием, по вопросам
оценки качества образования в рамках введения новых федеральных государственных образовательных стандартов» состоялось
заседание группы «Проектирование показателей качества оказываемой услуги (качество образовательной программы, качество
условий, качество результата)».
В работе группы приняли участие свыше 30 человек: представители общественных организаций, педагоги и руководители
образовательных учреждений республики, представители Института развития образования и повышения квалификации, муниципальных
управлений образованием. Координаторами выступили Наталья Шадрина, Надежда Муха, эксперты ИПОП «Эврика».
Они построили работу группы, сориентировав участников на проектирование показателей качества образовательной услуги с точки
зрения заказчиков, исполнителей и потребителей.
Координаторы начали работу с планирования деятельности участников группы:
- на первом этапе - защита проекта городской классической гимназии г.Якутска «Модель общественной оценки качества
образования»,
- на втором этапе – проектирование показателей оценки качества муниципальной услуги.
Проект гимназии защищала Ольга Федорова, председатель Попечительского совета гимназии. Она построила свое выступление,
уделив особое внимание роли родителей в определении общественного заказа образовательному учреждению, разработке программ
гимназии (образовательной и развития), мониторинге их осуществления и оценке результатов деятельности гимназии.
Координаторами были заданы уточняющие вопросы, касающиеся показателей оценки качества образования, в том числе, о готовности
общественных институтов оценивать неочевидные для широкой публики результаты и условия ведения образовательного процесса гимназии.
В ходе обсуждения возникли проблемы универсальности механизмов оценки качества образования (можно ли, например, модель
оценки качества образования городской гимназии транслировать в сельскую), стандартизации качества образовательных услуг, влияния
общественной оценки на аккредитацию и на финансирование образовательных учреждений.
Второй этап работы проходил в виде деловой игры: аудитории было предложено пересмотреть критерии и показатели оценки
качества муниципальной услуги, наработанные ранее участниками подобных семинаров в других регионах страны, с трех точек
зрения: родителей (общественности) - заказчиков, коллективов образовательных учреждений - исполнителей, муниципальных
управлений образованием (органов исполнительской власти), вследствие чего участники были разделены в три соответствующие группы.
От группы родителей (общественности) выступила Марина Сивцева, работник МУО г.Якутска, с предложением ввести такие показатели
оценки качества муниципальной услуги, как преемственность образовательных программ, УМК и УДМ, гибкость и вариативность учебного
плана школы и расписания учебных и внеучебных занятий, наличие консультационной среды, службы сопровождения, тьюторства. Также
важными критериями и показателями оценки муниципальной услуги с точки зрения родителей является отсутствие перегрузок, «разумная»
наполняемость класса, личностные качества педагогов, наличие психологической службы, сформированность таких личностных качеств
учащихся, как толерантность и коммуникативность.
Обсуждение продуктов деятельности двух оставшихся групп перенесено на 30 мая.
Нина Ершова
|