Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Общественные обсуждения результатов апробации электронной среды > Семинар в Твери> Лекция “Социальный и личностный заказ: возможности согласования потребностей”, В.К. Бацын
Презентация_лекции 

Лекция “Социальный и личностный заказ: возможности согласования образовательных потребностей”, В.К. Бацын




23 мая 2012 года в рамках экспертно-аналитического семинара «Общественное обсуждение результатов апробации электронной среды для подготовки самоподготовки представителей школьных органов, осуществляющих общественно-государственное управление образованием, по вопросам оценки качества образования в рамках введения новых федеральных государственных образовательных стандартов» состоялась лекция Владимира Бацына, эксперта АНО ИПОП «Эврика» на тему «Социальный и личностный заказ: возможности согласования потребностей».

В начале лекции Владимир Константинович сформулировал вопросы, ответы на которые являются определяющими для развития государственно-общественного управления: «Является ли школа субъектом образовательной политики? Если да, то в какой степени?»

Сейчас субъектов образовательной политики много и один из основных – государство. Государство – это условный субъект, т.к. возникают вопросы: кто именно представляет интересы образования? Откуда у управленцев появляется содержание, которое затем превращается в различного рода тексты (нормативно-правовые акты)?
Кто же заказывает услугу образования? Можно ответить, что Ученик, но он не ответит на вопрос, какую именно образовательную услугу он хочет получить в школе.

При этом «Заказ» образованию в настоящее время существует, и им является Федеральный государственный образовательный стандарт, который обобщает  требования общества в целом.  Так, государству нужно, чтобы человек после школы знал государственный язык, был включен в общекультурную рамку, и между людьми было морально-политическое единство. Учредитель, через муниципальный заказ может предъявить собственные требования, исходя из социально-экономических, социально-культурных условий, существующих на данной территории. Также свой заказ может сформулировать социум (образовательный заказ), родители (социальный заказ); школьники (личностный заказ). Учителя же являются посредниками между этими всеми заказами.

Ребенок, проучившись одиннадцать лет в школе, должен осознать только одно – что образование должно являться ресурсом его собственного развития, «мерой прибавочной стоимости», «повышением капитализации», т.е. знать ответ на вопрос: чем я ценен, для кого и для чего? Ребенок должен почувствовать себя дефицитной фигурой на рынке труда, стать носителем редких компетентностей.

Понятие «компетентность» достаточно давно вошла в общественное сознание, когда в театре Древнего Рима человек должен был соответствовать роли, которую он будет играть. Это установка на то, чтобы сделать работу лучше других, это соревнование. Компетентные учитель и ученик – это люди, стремящиеся быть лучшими.

Например, в США есть конкурс «Мое увлечение», где любой ученик представляет свой доклад перед классом (куда приходят и родители, и друзья), затем перед параллелью, школой и на межшкольном мероприятии. Ребенку присваивается «звание «будущий биолог», «будущий художник» и т.д. И у детей возникает вопрос: а почему не Я? Это не соревнование по математике или химии, это то, что я выбираю сам, что мне нравится.

Сейчас задача школы – научить ребенка задавать вопросы, важные для них самих. Ребенок должен понимать: ему предлагают знания или он сам пришел за знаниями. Дефицит личного присутствия в собственном образовании приводит к дефициту самоорганизации, гуманитарному дефициту и к дефициту участия.

Аналитическая группа Тверской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100