23 мая 2012 года в рамках экспертно-аналитического семинара «Общественное обсуждение результатов апробации
электронной среды для подготовки самоподготовки представителей школьных органов, осуществляющих общественно-государственное
управление образованием, по вопросам оценки качества образования в рамках введения новых федеральных государственных образовательных
стандартов» состоялась лекция Владимира Бацына, эксперта АНО ИПОП «Эврика» на тему «Социальный и личностный
заказ: возможности согласования потребностей».
В начале лекции Владимир Константинович сформулировал вопросы, ответы на которые являются определяющими для развития государственно-общественного
управления: «Является ли школа субъектом образовательной политики? Если да, то в какой степени?»
Сейчас субъектов образовательной политики много и один из основных – государство. Государство – это условный
субъект, т.к. возникают вопросы: кто именно представляет интересы образования? Откуда у управленцев появляется содержание,
которое затем превращается в различного рода тексты (нормативно-правовые акты)?
Кто же заказывает услугу образования? Можно ответить, что Ученик, но он не ответит на вопрос, какую именно образовательную
услугу он хочет получить в школе.
При этом «Заказ» образованию в настоящее время существует, и им является Федеральный государственный образовательный
стандарт, который обобщает требования общества в целом. Так, государству нужно, чтобы человек после школы знал
государственный язык, был включен в общекультурную рамку, и между людьми было морально-политическое единство. Учредитель,
через муниципальный заказ может предъявить собственные требования, исходя из социально-экономических, социально-культурных
условий, существующих на данной территории. Также свой заказ может сформулировать социум (образовательный заказ), родители
(социальный заказ); школьники (личностный заказ). Учителя же являются посредниками между этими всеми заказами.
Ребенок, проучившись одиннадцать лет в школе, должен осознать только одно – что образование должно являться ресурсом
его собственного развития, «мерой прибавочной стоимости», «повышением капитализации», т.е. знать ответ
на вопрос: чем я ценен, для кого и для чего? Ребенок должен почувствовать себя дефицитной фигурой на рынке труда, стать носителем
редких компетентностей.
Понятие «компетентность» достаточно давно вошла в общественное сознание, когда в театре Древнего Рима человек
должен был соответствовать роли, которую он будет играть. Это установка на то, чтобы сделать работу лучше других, это соревнование.
Компетентные учитель и ученик – это люди, стремящиеся быть лучшими.
Например, в США есть конкурс «Мое увлечение», где любой ученик представляет свой доклад перед классом (куда
приходят и родители, и друзья), затем перед параллелью, школой и на межшкольном мероприятии. Ребенку присваивается «звание
«будущий биолог», «будущий художник» и т.д. И у детей возникает вопрос: а почему не Я? Это не соревнование
по математике или химии, это то, что я выбираю сам, что мне нравится.
Сейчас задача школы – научить ребенка задавать вопросы, важные для них самих. Ребенок должен понимать: ему предлагают
знания или он сам пришел за знаниями. Дефицит личного присутствия в собственном образовании приводит к дефициту самоорганизации,
гуманитарному дефициту и к дефициту участия.
Аналитическая группа Тверской области
|