14 мая в Краснодаре состоялся брифинг для региональных СМИ, в котором приняли участие заместитель руководителя
Департамента образования и науки Краснодарского края Николай Байрачный, начальник отдела процедур оценки качества образования
Управления оценки качества образования Рособрнадзора Игорь Круглинский, заместитель директора ИПОП «Эврика» Роман
Селюков и эксперты ИПОП «Эврика» Алексей Воронцов и Елена Ушакова.
Во вступительном слове Роман Селюков отметил, что ФГОС задают новое представление о качестве образования и о том, каких
результатов должны достигать дети, обучаясь в школе. Необходимость в формировании нового представления о качестве образования
возникла из-за растущего несоответствия академической успешности (школьных отметок) и успешности в жизни. «Предметные,
метапредметные и личностные результаты, требования, прописанные в новом стандарте, – это комплекс результатов, которые
позволяют оценить социализацию ученика, его успешность в жизни», - сказал эксперт.
Всероссийская система оценки качества образования (СОКО), которая сейчас разрабатывается, не предлагает отказаться от
существующих инструментов оценки: ЕГЭ и ГИА. «Они остаются в СОКО, но важно понимать, что это не застывшие формы. И
содержание и процедура экзаменов меняются, – отметил Роман Селюков. – Так, например, в ряде регионов сейчас отрабатывается
модель проведения ЕГЭ через независимые центры».
По мнению эксперта, важно также проводить работу с родителями (как субъектом образования), «чтобы новые результаты
были не просто понимаемы ими, но и востребованы».
Алекей Воронцов отметил, что в последние годы были предприняты значительные меры для того, чтобы привести нормативную
базу в соответствие задачам модернизации системы образования. В предшествующих государственных стандартах образования от 1998
года и от 2004 года предметом стандартизации было «минимальное содержание образования». За счет этого минимума,
который был обязателен для всех образовательных учреждений, достигалось единство образовательного пространства страны. С введением
ФГОС, по словам эксперта, предпринимается попытка обеспечить новое качество образования в стране за счет закрепления: единых
требований к структуре Основной образовательной программы, (которую самостоятельно утверждает каждое образовательное учреждение),
требований к условиям реализации образовательной программы в школах, и требований к самим образовательным результатам.
Касаясь вопроса об инструментах СОКО, Алексей Воронцов обратил внимание на то, что сегодня в образовании приняты только
два инструмента (ГИА и ЕГЭ), которые относятся к «тестам достижений, и призваны внешним образом измерять уровень знаний
учащихся на выходе из основной и старшей школы». «Необходимо переориентировать и расширить СОКО за счет инструментов,
позволяющих отслеживать индивидуальный прогресс ребенка относительно себя самого, - считает эксперт. - СОКО должна носить
формирующий характер, позволяя каждому ребенку, а, соответственно, и каждому педагогу определять шаг своего развития».
Отвечая на вопрос о том, как должны измениться оценочные процедуры в начальной школе, которая уже приступила к реализации
ФГОС, эксперт отметил принципиальную важность понимания сути новых результатов образования. «Результатом образования
на начальной ступени, являются не ЗУНы, а “умение учиться” (понимаемое в русле системно-деятельностного подхода,
который лежит в основе ФГОС), - сказал Алексей Воронцов. – Но так как большая часть педагогического корпуса –
это учителя с большим стажем, то изменить их представление о результатах – сложная задача». Выход из этой ситуации
эксперт видит в том, чтобы ввести в школах процедуры оценивания новых результатов, тогда учитель будет вынужден менять свою
деятельность под новые задачи.
«Стандарты для педагогического образования были приняты раньше, чем ФГОС, эти стандарты во многом противоречат
друг другу, - подчеркнул Роман Селюков.- К сожалению, в педагогических вузах не дают того, что понадобится будущим учителям
для достижения результатов ФГОС».
В заключение Игорь Круглинский отметил, что для эффективной работы СОКО необходимо, чтобы ее модель принималась всеми
участниками образовательного процесса.
Татьяна Морозова
|