Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация лекции 

Лекция «Основная образовательная программа образовательного учреждения как гражданский договор с обществом о новом качестве образования», Н.М.Шадрина

 



23 мая 2012 года в городе Твери в рамках экспертно-аналитического семинара «Общественное обсуждение результатов апробации электронной среды для подготовки самоподготовки представителей школьных органов, осуществляющих общественно-государственное управление образованием, по вопросам оценки качества образования в рамках введения новых федеральных государственных стандартов» состоялась лекция эксперта АНО ИПОП «Эврика» Натальи Шадриной «Основная образовательная программа ОУ как гражданский договор с обществом о новом качестве образования».

Наталья Максимовна в своем выступлении затронула ряд очень важных проблем, стоящих перед образовательными учреждениями при реализации новых ФГОС: наличие самой основной образовательной программы, которая должна отражать выполнение услуг потребителя (родителя), организацию внеурочной деятельности, систему оценивания, материально-техническое и информационное оборудование, повышение квалификации педагогических кадров, финансовые вопросы.

Было подчеркнуто, что основная образовательная программа – это механизм оценки качества образования, механизм изменения содержания образования, механизм кадрового обеспечения ФГОС.

Далее Наталья Шадрина раскрыла цели и основной образовательной программы, указав роль и место каждого субъекта образовательного процесса, уделила большое внимание организации в образовательном учреждении нелинейного пространства (нелинейное расписание), благодаря чему большее внимание будет уделяться деятельности самого субъекта (школьника) через разнообразие форм занятий и их организации.

Было отмечено, что основная образовательная программа школы изменяется через:
– деятельность, ее результаты (в том случае, когда индивидуальный прогресс ребенка стал содержанием образования);
– смену содержания образования в том случае, если оно от традиционного, «зуновского», совершает переход к развивающему, деятельностному;
– появление сквозных образовательных результатов, которые стали механизмом обеспечения преемственности между всеми ступенями образования (от дошкольного до профессионального).

Как механизм оценки качества образования основная образовательная программа потребует:
– определения содержания, форм и способов оценочных процедур, разведения полномочий между региональным, муниципальным и школьным уровнем;
– появления других контрольно-измерительных инструментов для оценки современных образовательных результатов как сквозных результатов;
– соотнесения результатов и их качества с ФЗ-83, государственным (муниципальным) заданием (ГМЗ) в части, касающейся стандарта качества

Как механизм кадрового обеспечения ФГОС Основная образовательная программа требует новых подходов:
– должна измениться и процедура аттестации (в этом случае обязательны четко заданные критерии аттестации);
– должна изменяться профессиональная позиция учителя;
– стимулирующая часть фонда оплаты труда учителей должна отражать результаты и качество педагогического труда, а трудовой договор – гарантировать качество образовательных результатов, которые учитель обязан обеспечить.

Структура основной образовательной программы должна содержать, кроме пояснительной записки, систему оценки достижения планируемых результатов ее освоения; программы отдельных учебных предметов, курсов; программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни − планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

Таким образом основная образовательная программа призвана:
– описать образовательные результаты технологически: индикаторы, показатели, способы и формы их применения при оценивании;
– описать способы и технологии информирования о качестве образования и его результатов всех заинтересованных субъектов образования: заказчиков, потребителей образовательных услуг, поставщиков этих услуг.
– дать описание механизмов включения школы в процедуры внешней независимой общественно-профессиональной аккредитации ООП НОО в рамках Региональной системы оценки качества образования;
– дать описание модели внутришкольной – внутренней системы мониторинга, оценки и контроля качества образования и его результатов;

Основная образовательная программа должна в итоге привести к появлению метапредметных результатов (выходящих за пределы одного учебного предмета). Если таких результатов нет, значит, программа нерациональна. Для каждого звена существует своя система результатов.

Наталья Максимовна описала основные принципы финансирования ООП, где особо выделила следующие проблемы:
– оплата труда под индивидуализацию образовательного процесса, оплата за результат (детские достижения, как результат деятельности педагога);
– финансирование образовательной услуги через стоимость образовательных программ;
– стоимость образовательных программ разная (для одаренных детей, для детей с ограниченными возможностями здоровья);
– финансирование качества услуги через различные программы, фонды поддержки;
– размывание рамок – превращение школ в центры сообществ на местах, где создается социальный капитал.

Подводя итоги лекции, Наталья Шадрина отметила: «Чем избыточнее образовательная среда, тем конкурентноспособнее будет выпускник».

Аналитическая группа Тверской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100