18 мая 2012 года в Санкт-Петербурге в рамках семинара «Общественное обсуждение результатов апробации электронной
среды для подготовки самоподготовки представителей школьных органов, осуществляющих общественно-государственное
управление образованием, по вопросам оценки качества образования в рамках введения новых ФГОС» с лекцией
«Основная образовательная программа ОУ как гражданский договор с обществом о новом качестве образования» выступила
Наталья Шадрина, эксперт АНО ИПОП «Эврика».
В начале своего выступления Наталья Шадрина обозначила основную цель своей лекции: анализ основной образовательной программы
образовательного учреждения – гражданского договора с обществом о новом качестве образования. Структура лекции заключается
в решении следующих задач: изучение основной образовательной программы как механизма изменения содержания образования, анализ
структуры основной образовательной программы ОУ, рассмотрение построения образовательного пространства в начальной и
основной школе.
В начальной школе ФГОС вводится по всей стране, новый стандарт основной школы апробируется в некоторых регионах в пилотном
режиме, однако «показатели» введения ФГОС часто носят количественный аспект.
В частности, наличие ООП – не является гарантией того, что продукт будет не формальный а реально основная образовательная
программа, уникальная, соответствующая потребностям и возможностям конкретной школы
Еще одна позиция – количество часов внеурочной деятельности, часто используется как «довесок» к
учебному плану, т.е. существенной перестройки учебного плана в этих случаях не происходит. Внеурочная деятельность –
это другие, не урочные формы организации обучения, чаще внеурочная деятельность понимается как дополнительная, не обязательная.
Лектор выделила и другие показатели, которые также могут оцениваться количественно: система оценивания («портфолизация»
всей страны); материально-технической и информационное оборудование, интернет (количество компьютеров, интерактивных досок
и т.п. – не обсуждается, как применяется оборудование, для чего); повышение квалификации (процесс самообразования занимает
больше времени, чем 72 часа); зарплата (вчера за 18 учебных часов, теперь тоже самое, но за 36 часов). Подход должен
быть изменен, не за количество часов, а по более существенным основаниям.
Основная образовательная программа школы изменяется через деятельность, ее результаты (в том случае, когда индивидуальный
прогресс ребенка стал содержанием образования); смену содержания образования в том случае, если оно от традиционного, «зуновского»,
совершает переход к развивающему, деятельностному; появление сквозных образовательных результатов, которые стали механизмом
обеспечения преемственности между всеми ступенями образования (и дошкольного, и школьного, и профессионального).
В том случае, если основная образовательная программа станет механизмом оценки качества образования, она потребует: определения
содержания, форм и способов оценочных процедур, разведения полномочий между региональным, муниципальным и школьным уровнем;
появления других контрольно-измерительных инструментов для оценки современных образовательных результатов как сквозных результатов;
соотнесения результатов и их качества с ФЗ-83, государственным (муниципальным) заданием (ГМЗ) в части, касающейся стандарта
качества
Наталья Шадрина сформулировала основные подходы к финансированию основной образовательной программы.
- Оплата труда под индивидуализацию образовательного процесса, оплата за результат (детские достижения, как
результат деятельности педагога).
- Финансирование образовательной услуги через стоимость образовательных программ.
- Стоимость образовательных программ разная (для одаренных детей, для детей с ограниченными возможностями здоровья).
- Финансирование качества услуги через различные программы, фонды поддержки.
- Размывание рамок – превращение школ в центры сообществ на местах, где создается социальный капитал.
Елена Воробьева
|