Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация Алексея Воронцова 

Лекция  «Концепция оценки качества основного общего образования: предметные, метапредметные, личностные результаты», А.Б. Воронцов




18 мая 2012 года в Сургуте в рамках экспертного семинара «Экспертиза информационной системы, обеспечивающей проведение мониторинговых процедур оценки качества основного общего образования» с докладом «Концепция оценки качества основного общего образования: предметные, метапредметные, личностные результаты» выступил эксперт ИПОП «Эврика» Алексей Воронцов.

В начале своего сообщения эксперт отметил, что в системе образования назрела необходимость в изменении как содержания и форм обучения, так и в системе оценивания результатов, достигаемых детьми в школе. «Без существенных изменений в содержании образования невозможно получить современные образовательные результаты, требуемые федеральным государственным образовательным стандартом», - сказал он.

Согласно деятельностному подходу в обучении, (на базе которого построен ФГОС), основная задача начальной школы – формирование учебной деятельности; задача основной школы – смыслообразование (инициативность, ответственность, самостоятельность и т.д.). Это значит, что в подростковой школе надо организовать некое «клубное пространство», где дети будут вести проекты, исследования и т.д. «На уроке, где все определяет учитель, ученик – только исполнитель, - подчеркнул Алексей Воронцов. – На уроке, нет поиска со стороны ученика, и в этом – ограничение урока».

Согласно Концепции оценки качества образования, предложенной Алексеем Воронцовым, в начальной школе содержание образования связано с освоением знаковых средств, а в основной школе работа идет со смыслами, т.е. с тем, что учителем и детьми было сконструировано в начальной школе. Вывод прост: «не выполняя стандарты начальной школы, мы проектируем его невыполнение и в основной школе».

Алексей Воронцов коснулся также вопроса учебников, которые по его мнению, не могут оставаться «сводом правил», а должны способствовать организации учебной деятельности. 

Необходимо провести мониторинг учебников по трем параметрам:

- существует ли в нем система выстроенных практических  ситуаций для составления задач или это набор параграфов,

- существует ли в нем возможность для разных образовательных маршрутов, индивидуальных траекторий,

- формирует ли данный учебник контрольно-оценочную самостоятельность ребенка.

Также можно оценить урок: построен ли он в деятельностной парадигме? Моделирование  признак учебной деятельности на уроке. Обязательно на уроке должна состояться рефлексия, если ее нет – действие не закончено.

Докладчик обратил внимание еще на один риск: во ФГОС не прописаны результаты, есть только требования к ним. По мнению Алексея Воронцов, образовательные результаты   должны обладать следующими характеристиками: компактность, прозрачность, надежность, измеряемость, и носить интегративный характер.

Изучение международного опыта, привело экспертов к выводу, что метапредметные результаты должны формироваться в процессе овладения детьми предметным содержанием. Оценка результатов должна иметь  уровневый характер, который предлагается связать со способами действия: от действия по образцу - к функциональной грамотности.

Аналитическая группа Ханты-Мансийского автономного округа


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100