16 мая 2012 года в городе Саров Нижегородской области в рамках проектного семинара «Современные институты
развития качества образования» с сообщением «Современные институты развития качества образования в условиях введения
ФГОС ступеней общего образования» выступил Роман Селюков, заместитель директора Института проблем образовательной политики
«Эврика».
В своем сообщении эксперт выделил основные тенденции развития качества образования.
- Образование – «социальный лифт». Данная позиция предполагает, что результаты образования должны коррелировать
с результатами в жизни (успешностью выпускника). По мнению Романа Селюкова, в нашей стране выпускники, получая профессиональное
образование, попадают в ситуацию недоверия со стороны работодателей, программы обучения в педагогических вузах должны быть
ориентированы на ФГОС общего образования. В качестве инструментария предлагается следующее: рейтингование учащихся, жесткость
и независимость итоговой аттестации и аттестации педагогов.
- Образование - «машина времени». В укладе жизни школы предполагается, что должны быть сформированы компетентности,
ориентированные на будущее, а финансирование ОУ должно осуществляться под результаты, которые сегодня кажутся неактуальными
(финансирование не уроков, а сформированных компетентностей). В системе оценки качества был сделан акцент на метапредметные
результаты (при неснижении требований к ЗУН), на индивидуализацию оценки ученика (сравнение результатов ребенка «сегодня»
с результатами «вчерашними») и на максимальную визуализацию результатов оценивания.
- Образование - способ приспособления. По данному направлению экспертом был дан сравнительный анализ традиционной школы
и инклюзивного образования. В традиционной школе жесткое задание образцов и опора на ЗУН приводят к приспособленческой субъективной
итоговой аттестации. По мнению Романа Селюкова, реализация инклюзивного образования является положительным примером приспособления.
В этой ситуации обеспечивается более высокая индивидуализация образования, и предлагается изменить систему финансирования
не по типу и виду ОУ, а по нормативу на образовательную программу.
- Образование – механизм социализации. Большую роль в социализации ребенка играют проектирование норм, мета-
и псевдоисследования пространства при обеспечении безопасности проб на основе нелинейного расписания и индивидуализации учебного
плана. Эксперт подчеркнул, что ведущим механизмом СОКО определяется мониторинг, а не контроль, в связи с этим необходимы иные
шкалы измерения качества образования и разные муниципальные задания для ОУ.
Роман Селюков представил ключевые принципы системы оценки качества образования:
- индивидуализация при обеспеченности массовости;
- ориентация на востребованные в будущем компетентности;
- проектирование норм, в том числе и норм оценивания с детьми;
- открытое временное образовательное пространство;
- выстраивание пространства безопасных проб;
- обеспечение способности действовать в неопределенной ситуации.
Иван Трифонов
|